Вот только численные показатели не всегда коррелируются с художественной ценностью проекта. Тут-то на помощь и приходят эксперты — люди, которые могут доказать, что абстрактная лента с шестью баллами на IMDb является настоящим произведением искусства. Издание Variety решило собрать свой неочевидный рейтинг, основываясь на мнениях 20 именитых режиссеров. Каждый из них не только назвал лучший, по своему мнению, фильм 2022-го, но и в кратком эссе объяснил, почему сделал такой выбор.
Правда, без очевидных проектов в этом неочевидном рейтинге тоже не обошлось. Так, например, Гильермо дель Торо, выпустивший в этом году «Пиноккио», отметил «Элвиса» База Лурмана. Не включить эту ленту в топ было действительно сложно. Фильм впечатлил кинокритиков, а Голливудская ассоциация иностранной прессы включила его в число номинантов на премию «Золотой глобус». Вскоре «Элвис» может получить награды в основных категориях, включая «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Что в нем такого примечательного? «Это был настоящий экспириенс, приправленный деталями, идеально соблюденными манерами и скрытыми подсказками», — витиевато написал про «Элвиса» дель Торо. Режиссер буквально захвалил своего коллегу База Лурмана, отметив его контроль, работу с актерами и неповторимый стиль.
Другой громкий проект 2022-го выделил Уэс Андерсон. Сам он в этом году обошелся без премьер — готовит «Город астероидов» к 2023-му. Это и хорошо: в ином случае Андерсону пришлось бы конкурировать в прокате и на фестивалях с «Белым шумом» Ноа Баумбака. Уэс вряд ли был бы в восторге от такого соперника — очень уж ему понравился новый фильм с Адамом Драйвером в главной роли. «Это, пожалуй, самый литературный (и лингвистически ориентированный) гигантский полунаучно-фантастический блокбастер из когда-либо созданных», — написал Андерсон про «Белый шум». Он назвал ленту загадочной, поэтичной, дико интересной и по-настоящему ослепительной — ей, как, собственно, и талантом Баумбака, остается только восхищаться.
Остальных 18 режиссеров разбросало по жанрам и форматам. В получившийся рейтинг вошло все: от коммерческого кино до известного лишь узким кругам. Карин Кусама («Шершни») отметила «Целиком и полностью» Луки Гуаданьино, Рамин Бахрани («Белый тигр») — «Всевидящее око» Скотта Купера, а Джон Ли Хэнкок («Основатель») — «13 жизней» Рона Ховарда. И это лишь малая часть списка.