Ривалдо. Волшебник с мячом из бразильской фавелы, который не мечтал о многом

Совсем скоро, в апреле, знаменитый бразильский футболист Ривалдо будет праздновать свой 50-летний юбилей. Он пять лет отыграл в знаменитой «Барселоне», выступал за «Милан» и «Олимпиакос», стал чемпионом мира по футболу в 2002 году, брал Кубок Америки и Кубок конфедераций. В 1999 году Ривалдо был признан лучшим футболистом мира по версии ФИФА.

Его история предельно поучительна и интересна.

 В начале 1991 года 18-летний парень стоял в пекарне в Паулисте, захудалом районе бразильского города Ресифи на северо-востоке страны, ожидая интервью для местных СМИ. Он не был похож на футболиста.

 Ужасно худой, невзрачная коричневая футболка, свисающая с плеч, и длинные ноги, выгнутые наружу в коленях — верный признак дефицита витамина D, а также причина его кривоногой походки. Его щеки выглядели впалыми в результате того, что в раннем подростковом возрасте он потерял большую часть зубов из-за хронического недоедания.

 Недавно он попал в заголовки газет после идеального удара головой в дебютном матче за местную команду «Санта-Крус». В результате тележурналист разыскал его, желая обсудить его карьерные амбиции. Между глотками свежего сока скромный молодой человек ответил: «Моя мечта уже сбывается: играть за «Санта-Крус». Я надеюсь добиться большего и стать кумиром для болельщиков клуба».

 Ривалдо, которому в апреле исполняется 50 лет, добился гораздо большего. Теперь он может оглянуться на свою карьеру, которая не только значительно превзошла его собственные ожидания, но и опровергла широко распространенное мнение о том, что мы должны мечтать о большем, чтобы добиться большого успеха.

 В течение десяти лет после этого интервью он выиграл «Золотой мяч», был назван лучшим игроком года по версии ФИФА и забил за «Барселону», что многие считают величайшим хет-триком всех времен. К 2002 году он поднял над головой главный приз чемпионата мира как неотъемлемую часть устрашающей линии атаки сборной Бразилии : Роналдо, Роналдиньо, Ривалдо. Год спустя он добавил к себе титул чемпиона Лиги чемпионов с «Миланом».

 Мечтайте по-крупному, говорят они. Разве что воспитание не позволяет.

 «Вы должны жить в бедности, чтобы знать, что такое бедность, — сказал Ривалдо аргентинскому футбольному журналу El Grafico в 1999 году. — Вы работаете весь день, чтобы иметь очень мало, приходится голодать, страдать».

 

Пятилетний Ривалдо Витор Борба Феррейра, средний ребенок, вырос на окраине Ресифи в фавеле, где никогда не заблудились туристы, а мечтателей считались бредовыми людьми. В детстве он помогал своим родителям работать по выходным, пропалывая сады и бродя по самым популярным пляжам города, продавая жевательную резинку и леденцы. В дни матчей он располагался возле стадиона «Арруда», домашнего для своего любимого клуба «Санта-Крус».

Учителя Ривалдо описывают робкого мальчика, нервничающего при чтении вслух, но ведущего себя лучше, чем два его старших брата. Ему нравилось играть в футбол босиком, он боготворил Зико и Диего Марадону.

Друзья вспоминают, что он всегда был самым ловким, контролируя мяч так, будто он прилип к ногам, и нанося удары с удивительной силой для такого худощавого ребенка. Тем не менее, как бы он ни любил играть в футбол, он был так же доволен ловлей кузнечиков или дрессировкой петушков для боев. В 13 лет Ривалдо получил свои первые бутсы от своего отца Ромильдо, а три года спустя был приглашен на пробы в «Санта-Крус», время от времени тренируясь с их молодежной командой.

За две недели до того, как сын получил приглашение на пробное занятие, Ромильдо смертельно сбил автобус. Его сын остался обезумевшим, готовым бросить игру и сдаться своему окружению, убеждая себя, что счастье и успех не для мальчишек из его байрро.


Только после вмешательства его матери Марлучии траектория мыслей Ривалдо изменилась. Она усадила сына, посмотрела ему в глаза и сказала: «Твой отец не хотел бы ничего, кроме того, чтобы ты стал профессиональным футболистом. Дерзай».

Так он и сделал.

Пробы прошли успешно, но вскоре возникли новые проблемы. Тренировочный центр «Санта-Крус» находился в 15 км от его дома, и с меньшим количеством денег, чем когда-либо, Ривалдо был вынужден ежедневно преодолевать 30-километровый обратный путь пешком. Он приходил усталым и уходил усталым, его кривоножие становились более выраженными. Несмотря на его приверженность футболу, похвалы было трудно добиться. Его судили сурово — и так будет на протяжении большей части его карьеры, по крайней мере, среди бразильцев.

 Нерегулярные выступления ознаменовали его первые дни в «Санта-Крус», и он быстро стал козлом отпущения за неудачи клуба. Неуважаемый и игнорируемый, высмеиваемый болельщиками и увольняемый менеджерами, он, в конечном итоге, был использован в качестве довеска в обмене игроками со второй командой «Сан-Паулу». Бывший президент «Санта-Крус», позже назвал это «худшей сделкой в ​​истории клуба».

 Следующие четыре года Ривалдо получил множество похвал, но все еще не получил широкого признания.

 В новом клубе ему удалось то, чего не удавалось даже великому Пеле, — забить с середины поля. Отданный в аренду в высший дивизион «Коринтианс» в 1993 году, он забил 22 гола в 58 матчах, и был на пути к тому, чтобы стать лучшим игроком сезона и забить гол в своем дебютном матче за сборную. Тем не менее, он не раз покидал стадион, спрятавшись в сумке с футбольными мячами - таково было давление со стороны болельщиков клуба.

 Перейдя из «Сан-Паулу» в «Палмейрас», он завоевал титул чемпиона Бразилии 1994 года и снова был назван игроком сезона. Такая последовательность и стабильность была вознаграждена дальнейшими вызовами в сборную, но тренер Карлос Альберто Паррейра решил, что 22-летний игрок был «слишком эгоистичным» и «ненадежным», оставив его дома. Бразилия выиграла чемпионат мира 1994 года, который проходил в США.

 К 1996 году, когда Паррейра ушел, Ривалдо был включен в национальную команду на Олимпийские игры в Атланте. Однако в очередной раз он остался виноватым.

 В полуфинале против Нигерии Бразилия повела 3:1 за 12 минут до конца, когда он потерял владение мячом в центре поля, африканцы отыграли гол. Они забили еще дважды, выбив фаворитов, а Ривалдо, также упустивший отличный шанс забить гол, сломался в раздевалке. 

«Игра против Нигерии стала шоком для всех, потому что все ожидали, что мы привезем домой золотую медаль, — вспоминает бывший товарищ по команде Луизао в интервью BBC Sport. - К сожалению, это была нетипичная игра, и всем было грустно — Ривалдо больше, чем кому-либо, потому что он получил много критики. Он всегда был игроком с большой индивидуальностью, большой уверенностью в себе».

 На вопрос об этом годы спустя Ривалдо добавил: «У меня горькие воспоминания об этом периоде, но это позволило мне найти мотивацию, чтобы показать, что критика в мой адрес была несправедливой».

 Тренер Марио Загалло, которому доверили вывести Бразилию на чемпионат мира во Франции в 1998 году, публично отверг шансы Ривалдо представлять свою страну. Но он и многие другие недоброжелатели едва ли могли себе представить, что должно было произойти дальше.

Логично предположить, что безжалостная критика со стороны его соотечественников привела Ривалдо к поиску переезда за границу. «Палмейрас» согласился продать его в «Парму» перед Олимпиадой 1996 года. Только после того, как ему не удалось согласовать детали контракта, он вместо этого оказался в Испании. Это был клуб «Депортиво Ла-Корунья», где первую тренировку Ривалдо посетили 7000 болельщиков, которые надеялись, что он сможет занять место уходящего бразильского кумира Бебето.

 Ривалдо пробыл в «Депортиво» всего один год, добившись большого личного успеха и забив 21 гол в 41 игре, в то время как команда поднялась на третье место в Ла Лиге, сравнявшись с «Барселоной», соперничеству с которой теперь уделялось очень пристальное внимание.

 Дело было не только в количестве голов, которые забивал Ривалдо, но и в разнообразии. Попадания в ворота, пушечные удары головой, «гибкие» штрафные, хлесткие удары с большого расстояния и даже дерзкий «пенальти имени Антонина Паненки» - все это было в арсенале Ривалдо. Но всякий раз, когда он звонил домой, его семья говорила, что не смотрела игру — бразильское телевидение интересовалось только «Барсой» и «Реалом».

 Неудивительно, что, когда каталонские гиганты из «Барселоны» согласились заплатить его пункт о выкупе в размере четырех миллиардов песет (сегодня это стоит около 32 миллионов фунтов стерлингов), Ривалдо был готов сделать все необходимое, чтобы совершить переход.

 

Следующая глава — современный фольклор. Этот парень доминировал в Европе и во всем мире благодаря скорости, силе, магнетическому контролю и бесконечному репертуару технического мастерства. Он смешивал ракетную точность удара с обычными вещами, точнейшие ассисты с пируэтами и наносил непостижимое количество чудесных выстрелов. Словно чтобы доказать, что его гол с центра поля несколько лет назад не был случайностью, он снова забил с середины в матче против «Атлетико Мадрид».

 На «Камп Ноу» он забил 130 голов на пути к двукратной победе в Ла Лиге, выиграл Кубок Испании и был награжден «Золотым мячом» и званием «Игрок года по версии ФИФА» в 1999 году.

 С Бразилией Ривалдо добился еще большего успеха, забив три гола на пути к финалу чемпионата мира 1998 года, который они проиграли Франции (поражение в финале 0-3). Он выиграл Кубок Америки 1999 года и был назван игроком турнира после голевого дубля в финале и стал одним из лучших бомбардиров. На чемпионате мира 2002 года в Южной Корее и Японии он забил гол в первых пяти играх Бразилии, а его сборная выиграла рекордный пятый титул.

 Самый явный признак того, насколько сильно развилась его игра, появился, когда тренера «Селесао» Луиса Фелипе Сколари спросили, кого он считает лучшим игроком в своей звездной команде 2002 года. Роналду? Роналдиньо? Кафу? Роберто Карлоса?

 «Я всегда говорю, что Ривалдо в этой команде был игроком, который мне больше всего помог, — сказал Сколари. Люди иногда забывают о тактической стороне той команды. Они видят только то, что произошло в финале, голы… но Ривалдо был лучшим командным игроком».

 

После короткого периода в «Милане», где он выиграл Лигу чемпионов 2003 года, последние этапы карьеры Ривалдо привели его в Грецию, Узбекистан, Анголу и обратно в Бразилию. Примечательно, что он ушел в отставку только в 2015 году, но не раньше, чем совершил последний подвиг.

 В 2008 году Ривалдо купил «Моги Мирим» — клуб, подписавший его еще в 1992 году. Он вернулся в качестве игрока в сезоне 2014/15. В возрасте 43 лет он играл вместе со своим 20-летним сыном Ривалдиньо в матче второго дивизиона Бразилии, и оба забили голы.

 Однако общая картина была далека от радужной. Хотя фанаты «Моги» когда-то обожали его, отношения начали портиться, когда Ривалдо изменил название стадиона в честь своего отца, несмотря на то, что Ромильдо не имел связи с командой. Ситуация ухудшилась, когда он перевел учебные центры на свое имя в качестве частичной оплаты сделанных им инвестиций. Его жена стала вице-президентом, а сын — председателем совещательного совета.

 В декабре 2014 года, столкнувшись с растущей критикой и задолжав более 10 миллионов реалов (1,3 миллиона фунтов стерлингов), он выставил клуб на продажу и сообщил об этом решении через социальные сети. Продажа состоялась в июле 2015 года.

 Ривалдо сейчас живет в Соединенных Штатах, но, хотя он может быть персоной нон грата в Моги, он продолжает регулярно возвращаться в Ресифи, а иногда и в район своего детства Паулиста. Хотя он признает, что это часто доводит его до слез, когда он видит бедность, безработицу и насилие.

 «Когда я был бедным ребенком, мысль о том, что однажды меня будут считать лучшим игроком в мире, стать чемпионом мира в составе сборной Бразилии, играть за «Барселону», никогда не приходила мне в голову. Моей мечтой было просто стать профессионалом в «Санта-Крус». Для меня этого было уже достаточно».