Как понимать концовку «Головокружения» Хичкока?

Можно с уверенностью сказать, что в каждом современном триллере есть немного «Головокружения» Альфреда Хичкока. Фильм 1958 года следовал многим условностям традиционного нуара, но при этом усовершенствовал жанр и нашел идеальный баланс между страшной тайной и прекрасной историей любви.

Официальным и знаменитым финальным кадром фильма является ужаснувшийся Скотти, смотрящий вниз с вершины колокольни, но у «Головокружения» есть альтернативная концовка, которая оставляет место для дальнейшей интерпретации.

В версии, выпущенной за рубежом, лента заканчивается тем, что Мидж внимательно слушает по радио выпуск новостей о планах экстрадиции Гейвина Элстера в США. Затем, не говоря ни слова, входит Скотти, и они вместе выпивают, глядя вниз из окна.

Следующая за сообщением о судьбе Элстера тишина создаёт не менее эффективный финал.

Альтернативная концовка показывает больше Скотти и его переживаний. Он искренне бе. Она также дает персонажу Мидж достойное завершение, показывая, что она поддерживает Скотти даже после всего того, что произошло.

Фильм «Головокружение», величайший из всех фильмов Альфреда Хичкока, рассказывает о поиске любви через осмотр достопримечательностей. Для того чтобы влюбиться в человека, нужны лишь его фрагменты, и фрагменты Мадлен находятся везде, куда бы ни пошел Скотти; она переполняет его.

То, что Скотти не понимает, что невозможно по-настоящему узнать человека только по его внешности, является его самой большой ошибкой. Это приводит к главной проблеме финала: чтобы заменить фрагменты Мадлен истинным образом Джуди, Скотти должен отказаться от идеального видения, которое есть у него в голове.

Другими словами, Скотти должен отказаться от ностальгии и «прыгнуть со скалы в неизвестность любви», но для этого он слишком «боится высоты».

Прелесть напряженного финала «Головокружения» с колокольней в том, что он заставляет зрителей подвергнуть сомнению все, что они видели. Когда начнут идти титры, зритель будет пережёвывать все развитие фильма, анализируя, что реально, а что нет; что важно, а что — просто обман.