Родители
С гордостью говорю, что я коренной зеленоградец, появился на свет в первой сотне детей нового города, который приехал строить мой отец. По профессии он был плотник, участвовал в возведении многих домов и объектов, включая мемориал «Штыки».
Моя мама на протяжении тридцати лет трудилась контролером ОТК на радиоэлектронном заводе «Ангстрем», где выпускались радиоприемники «Эра» и «Маяк», первые отечественные микрокалькуляторы «Электроника», магнитофоны «Электроника-302», игра «Ну, погоди!» и другие, передовые для своего времени изделия.
С детства не расстаюсь с фотоаппаратом. Причем мой фотоаппарат не цифровой, как повсеместно, а пленочный — как раньше. «Цифра» не передает настоящий объем и оттенки, только у пленочного фотоаппарата «живые» снимки.
Жили мы небогато, и мама брала подработку – дворником. Мы со старшей сестрой помогали ей осенью убирать листву, а зимой чистить снег. Без капризов, без «не хочу». Было понимание, что помогать родителям обязан каждый ребенок…
Мальчишеские забавы
До сих пор помню ощущения тех лет, что все друг друга знают. Двери квартир не запирались, праздники отмечались сообща, весело, с песнями и угощеньем. Никаких заборов – только живая изгородь.
Все так же украшают стены моего детсада забавные олени, их выложили из кирпичей строители, чтобы порадовать малышей. В старшей группе мы почему-то думали, что это жирафы, и очень любили забираться по выступам, кто выше, так что от греха подальше воспитатели еще тогда решили отколоть нижние кирпичики
Одно из любимых развлечений – катание на велосипедах и самокатах по дорожке от наших домов до кинотеатра «Электрон». Бывало, что мастерили некое подобие современных скейтов, если удавалось раздобыть три-четыре подшипника и выпросить у грузчиков в соседнем магазине деревянный ящик. Дорожка шла под уклон, и самодельные доски на колесиках хорошо набирали скорость.
Эхо войны
Буквально рядом с домом мы, мальчишки, не раз находили в земле гильзы – эхо войны, а в лесопарковых зонах и даже на территории нашей школы еще сохранились полузасыпанные окопы и блиндажи, мы там играли в прятки.
Наше поколение называли «дети детей войны». Мама — труженик тыла, подростком работала в колхозе. Деды по отцовской и материнской линии, а также их братья сражались на передовой, четверо пропали без вести, с их портретами мы встаем 9 мая в колонну Бессмертного полка. Вернулся с войны только один мой двоюродный дед. Привез трофей — немецкую гармонь. Она много лет хранилась в нашей семье, а потом мы с родителями решили передать ее в школьный музей боевой славы.
Любимая 842-я школа
Родная школа №842 с математическим уклоном! Каждый день что-то новое, увлекательное. В старших классах первый опыт работы вожатым, новые методики преподавания — воспитание через игру, педагогика сотрудничества, водоворот идей и событий.
Школа №842. Первоклассник
После занятий — тренировки. Вольная борьба, легкая атлетика, а с пятого класса и до окончания школы — секция лыжных гонок в школе олимпийского резерва (ныне СДЮШОР №111). Тренировочная база была в Менделеево, после школы хватал лыжи и ехал туда на автобусе. Ежедневная норма — от 15 до 20 км зимой по лыжне, а летом — бегом, с имитацией лыжных палок, получалось за неделю не менее 100 км. Соревнования разного уровня, выступления за команду Зеленограда в московских эстафетах по Садовому кольцу… Второй взрослый разряд по лыжному спорту. И на всю жизнь — самодисциплина, постоянные физические нагрузки, стремление к новым рубежам и победам!
Школа №842. Перед выпускным
Друзья на всю жизнь — тоже из детства. Вовка, Толик и я жили в одном дворе, учились сначала в одной школе, потом в одном институте, позже открыли общий бизнес и до сих пор работаем вместе. Пронести дружбу через десятилетия — щедрый подарок судьбы.
Еще более ценный дар — любящие, заботливые родители.
Мне повезло, мое детство было счастливым!
Современный большой город
Помню, в младших классах нам задали сочинение на тему «За что я люблю свою малую родину?». Помню, как сильно тогда удивился: ну какая же она малая?! Наш Зеленоград — современный, большой город! И любим мы его за то, что он растет вместе с нами, меняется буквально на глазах.
Четыре десятилетия спустя в одном из интервью меня вновь озадачили похожим вопросом: попросили назвать самое любимое место Зеленограда. Но ведь наш город такой разный, у каждого района своя изюминка, свои точки притяжения… Я могу перечислить десятки мест, которые мне дороги, но выделить какое-то одно, самое-самое — действительно, непосильная задача.
Когда с рождения живешь в Зеленограде — молодом, «экспериментальном», уникальном городе, то привыкаешь воспринимать его в динамике. Всегда с тобой картинки прошлого, на которые «накладывается» современный городской ландшафт. И ты точно знаешь, что процесс преобразований будет продолжаться!