Сергей Собянин: Подготовка к открытию первых МЦД вышла на финишную прямую

Общая протяжённость первых двух диаметров составит 132 километра, на них будет 57 станций.

Завершается строительство первых двух Московских центральных диаметров. Открытие МЦД-1 Одинцово — Лобня и МЦД-2 Нахабино — Подольск намечено на конец ноября. Ход работ осмотрели Сергей Собянин, губернатор Московской области Андрей Воробьев и председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров.

"Мы активно работаем над запуском первых МЦД — МЦД-1 и МЦД-2. Идет реконструкция подвижных железнодорожных путей, станций. И самое главное, коллеги сегодня представляют новую "Иволгу", которая уже модернизирована для МЦД", — отметил Мэр Москвы.

По словам Сергея Собянина, предварительные результаты голосования в проекте "Активный гражданин" говорят о том, что открытие МЦД поддерживают 80 процентов москвичей. Голосование стартовало 9 октября и завершится 13 ноября. По состоянию на 7 ноября уже проголосовали 196 036 человек.

Наибольшая поддержка проекта — у москвичей, которые живут рядом с новыми линиями, их число превышает 90 процентов. Более 75 процентов участников голосования планируют использовать диаметры для повседневных поездок, из них 20 процентов — регулярно.

Планируется, что МЦД-1 и МЦД-2 будут открыты в конце ноября.

Как будут работать диаметры

Общая протяженность первых двух диаметров составит 132 километра, на них разместится 57 станций, в будущем их количество увеличится до 66. С 19 станций можно будет сделать пересадки на метро и МЦК, в перспективе их станет 27.

"Мы сегодня проинспектировали также готовность пересадочных станций. Большое внимание уделяем парковочным местам, благоустройству — всему тому, что делает удобным пересадку на современный вид транспорта", — рассказал губернатор Московской области Андрей Воробьев.

Вместе с обычными пригородными электричками по диаметрам будут курсировать 39 поездов "Иволга". Будет создано более 900 тысяч новых пассажирских мест в сутки. Это значит, что в столице и области появится новый вид транспорта, практически сопоставимый с метро по скорости и комфорту. Благодаря первым диаметрам улучшится транспортное обслуживание четырех миллионов жителей Москвы и Подмосковья.

"Это абсолютно уникальный проект, который уже на сегодняшний момент начинает тиражироваться на территории Российской Федерации. Но уникальные решения здесь, в Москве, — в технологии железнодорожного движения", — подчеркнул председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров.

Для оплаты проезда в поездах МЦД можно использовать карту "Тройка". Пересадка с диаметров на метро или МЦК и обратно будет бесплатной.

Тарифные зоны

На МЦД-1 и МЦД-2 будут действовать три тарифные зоны:

— "Центральная" — для поездок между станциями Марк и Сетунь (МЦД-1), а также Волоколамская и Остафьево (МЦД-2). Стоимость проезда в границах этой зоны такая же, как в метро, МЦК и наземном транспорте, она равна стоимости поездки по тарифу "Кошелек" карты "Тройка" (38 рублей) или другим типам билетов;

— "Пригород" — для поездок за пределы станций Марк, Сетунь, Волоколамская, Остафьево до конечных станций Одинцово, Лобня, Нахабино и Подольск. Разовый проезд по карте "Тройка" составит 45 рублей. Безлимитный проездной билет на 30 дней будет стоить 2570 рублей. Можно также приобрести абонементы на один, три, 90 и 365 дней;

— "Дальняя" — для поездок за границами линий МЦД. Тариф складывается из стоимости билета на электричку (23 рубля за одну зону) плюс 45 рублей. При использовании карты "Тройка" пересадка на метро и МЦК бесплатная. Также можно будет приобрести обычный билет на электричку, но тогда пересадка будет платной.

Благодаря новым тарифам с бесплатной пересадкой пассажиры будут экономить до 50 процентов затрат на проезд, а жители Московской области — до 75 процентов. Также был расширен перечень льготных категорий граждан. За счет этого дети до семи лет смогут ездить бесплатно не только в метро и МЦК, но и на пригородных поездах (сейчас такая возможность есть только у детей до пяти лет).

"Иволга": новый стандарт городской электрички

Пассажиров МЦД будут перевозить поезда "Иволга" производства компании "Трансмашхолдинг". Более 90 процентов комплектующих для них изготавливают предприятия из 32 городов России, на которых трудятся 25 тысяч работников. Вагоны собирают на Тверском вагоностроительном заводе (здесь работают около тысячи сотрудников). "Иволга" ускоряется стремительно и плавно, пассажиры не чувствуют дискомфорта, а время в пути сокращается.

"Мы предъявляем самые высокие требования к этому поезду. Они выше даже, чем к известной всем "Ласточке", которая производится концерном Siemens в Германии, ну и частично производство локализовано в России. Это будет новый этап в развитии транспортного машиностроения", — отметил Сергей Собянин.

Поезда могут состоять из 5–12 вагонов. Это позволяет легко подстраиваться к изменениям пассажиропотока. Семивагонная "Иволга 2.0" вмещает более двух тысяч человек. Поезда оснащены дверями шириной 1400 миллиметров вместо стандартных (1250 миллиметров), в вагонах нет тамбуров. Это сокращает время высадки и посадки в среднем на 15 процентов. Сквозные проходы через весь состав обеспечивают равномерное распределение пассажиров.

"Иволга" — поезд-трансформер, в котором пространство легко адаптируется под потребности каждого пассажира. В вагонах есть крепления для велосипедов, места для багажа, зоны для маломобильных пассажиров и родителей с маленькими детьми, пеленальные столы в туалетах. Поезда оборудованы многоуровневыми поручнями с теплым покрытием и мягкими подвесными ручками. Дополнительные вертикальные поручни установлены в межвагонных переходах. В "Иволге 2.0" появились мягкие панели, на которые можно опираться стоя. Освещение в вагонах меняется в зависимости от времени суток. Утром светит яркий бодрящий свет, вечером — мягкий и успокаивающий. В поездах установлены новостные экраны, маршрутное табло, работает Wi-Fi, в каждом кресле есть USB-розетки (более 490 разъемов на семивагонный состав).

В "Иволгах" установлена система поддержания микроклимата и обеззараживания, ведется автоматический мониторинг содержания углекислого газа, поэтому в салоне воздух всегда свежий. В туалетах установлены сенсорные краны и автоматические сушилки для рук. Кроме того, поезда оборудованы цифровой системой управления и диагностики. Это безопасные поезда, которые сами контролируют десятки параметров. Также в составах работает комплексная система видеонаблюдения и система контроля бдительности машиниста. В кабине установлены удобное эргономичное кресло и персональная система климат-контроля.

"Благодаря развитию транспортного узла Москвы и заказу, который получила компания, нам удалось разработать, произвести и поставить самый современный пассажирский городской поезд. Он способен работать в режиме городского метро. Это ускорение, это пассажирообмен, это комфорт внутри самого вагона. Здесь все, что сделано, — для человека, для того, чтобы он с большим удовольствием из Подмосковья доезжал до Москвы", — добавил гендиректор компании "Трансмашхолдинг" Кирилл Липа.

Он также выразил уверенность, этот заказ станет долгосрочным.

Аэроэкспресс Одинцово — Шереметьево

В график движения поездов МЦД-1 Одинцово — Лобня встроят аэроэкспресс Одинцово — Белорусский вокзал — Шереметьево. На участке до Белорусского вокзала он будет следовать со всеми остановками (Баковка, Инновационный Центр Сколково, Немчиновка, Сетунь, Рабочий Поселок, Кунцево, Фили, Тестовская, Беговая). От Белорусского вокзала до аэропорта Шереметьево сохранится режим экспресса. К остановке Окружная добавится остановка Савеловский Вокзал. На платформе Тимирязевская поезд останавливаться не будет.

При поездках в аэроэкспрессах от Одинцова до Окружной будет действовать тариф МЦД. Время пути от Одинцова до аэропорта Шереметьево составит 89 минут. Длительность стоянки аэроэкспресса на Белорусском вокзале составит две минуты. Отправляться он будет каждые 30 минут. Аэроэкспрессы Одинцово — Шереметьево уже курсируют, но только три раза в сутки.

Ожидается, что продление маршрута до Одинцова увеличит число пассажиров примерно на миллион человек в год, в том числе из-за того, что он свяжет аэропорт Шереметьево с крупнейшими деловыми кластерами "Сколково" и "Москва-Сити". По маршруту будут курсировать только двухэтажные швейцарские поезда Stadler, которые сейчас ходят в аэропорты Домодедово и Внуково.

Белорусский вокзал — крупнейшая станция МЦД

После запуска МЦД вырастет интенсивность движения пригородных поездов через Белорусский вокзал. Из-за этого были построены две дополнительные платформы, четыре тупиковых пути и отдельный пригородный павильон площадью 426 квадратных метров с билетными кассами и автоматами, турникетами, электронным информационным табло и помещением для контролеров. Павильон имеет выходы на площадь Тверская Застава, Грузинскую улицу, потому пассажирам не нужно проходить через старое здание Белорусского вокзала.

С 2 октября на новые пути прибывают экспрессы до Усова и Одинцова. Освобожденные благодаря этому транзитные пути будут использоваться для обслуживания поездов МЦД-1.

МЦД-1: что сделано и что еще сделают

Общая протяженность МЦД-1 — 52 километра. Время в пути от начальной до конечной станции — 87 минут. В первое время на линии будет 24 остановки, к 2024 году их количество вырастет до 28 (появятся станции Славянский Бульвар, Петровско-Разумовская, Дмитровская, Илимская). С восьми остановок будут пересадки на метро и МЦК, в будущем их станет 12.

Благодаря поездам, которые пустят по МЦД-1, появится 403 тысячи дополнительных пассажирских мест в сутки. Транспортная ситуация улучшится для жителей Лобни, Долгопрудного, Одинцова и других населенных пунктов Подмосковья, а также для 20 столичных районов. Примерно на 12 процентов снизится нагрузка на северный участок серой, западный участок синей и северо-западный участок фиолетовой ветки метро, а также на голубую линию.

Для запуска МЦД-1 проводится комплексная реконструкция железнодорожной инфраструктуры:

— за прошлый и этот год были построены третий и четвертый главные пути на участке Москва — Одинцово Смоленского (Белорусского) направления Московской железной дороги. Благодаря этому увеличилась интенсивность движения поездов, интервалы сократились до 3,5 минуты в часы пик;

— был построен новый остановочный пункт Инновационный Центр Сколково;

— проведена реконструкция станций Фили, Немчиновка, Одинцово, Рабочий Поселок;

— идет строительство остановок Славянский Бульвар, Петровско-Разумовская и реконструкция платформ Долгопрудная, Тимирязевская, Новодачная, Сетунь, Баковка.

Новые и реконструируемые остановки имеют навесы по всей длине платформы, а также крытые вестибюли (конкорсы), которые позволяют пассажирам выходить на обе стороны железной дороги.

В рамках второго этапа развития МЦД-1 планируется:

— построить третий и четвертый главные пути на участке Москва-Бутырская — Лобня Савеловского направления Московской железной дороги;

— завершить реконструкцию конечных станций Одинцово и Лобня;

— построить новую остановку Илимская;

— построить новые платформы и тоннели на станциях Лианозово и Окружная;

— завершить реконструкцию станции Тимирязевская;

— завершить реконструкцию действующих станций МЦД-1.

МЦД-2: 80 километров за 120 минут

Общая протяженность МЦД-2 составит 80 километров. Время в пути от начальной до конечной станции — 120 минут. На линии будет 33 остановочных пункта, в будущем их количество увеличится до 38. С 11 платформ можно будет сделать пересадки на метро и МЦК, в перспективе их станет 15.

Благодаря поездам, которые будут курсировать по МЦД-2, появится 486 тысяч дополнительных пассажирских мест сутки. Транспортная ситуация станет лучше для жителей Нахабина, Красногорска, Подольска и других населенных пунктов Подмосковья, а также для 30 столичных районов. До 12 процентов снизится нагрузка на северный участок серой, западный участок синей, юго-восточный и западный участки фиолетовой, южный участок зеленой и северный участок оранжевой ветки метро.

Перед открытием МЦД-2 проводится комплексное благоустройство территорий, прилегающих к станциям Рабочий Поселок, Сетунь, Москва-Пассажирская-Смоленская, Москва-Бутырская, Ленинградская и Тушино. Кроме того, специалисты улучшают транспортную и пешеходную доступность для пассажиров еще 22 остановочных пунктов. Общая площадь благоустраиваемых территорий составляет 70,4 гектара. Во время работ расширяют тротуары, ремонтируют проезжую часть, устанавливают уличные фонари, малые архитектурные формы, устраивают парковки, остановки наземного транспорта, разбивают газоны. Благоустройство ведется и в полосе отвода железной дороги.

"Прежде всего для нас самое важное — это выдержать те параметры, о которых мы договорились. Это время между поездами. И качество. Сегодня мы посмотрели — все работы идут по графику, где-то мы его опережаем. Ну и традиционно после каждого совещания смотрим, что можно было бы улучшить. Я думаю, что появятся еще новые идеи, которые мы заложим в планы на ближайшее будущее", — отметил Олег Белозеров.

Он также добавил, что полностью реализованы МЦД-1 и МЦД-2 будут в 2019 – 2020 году. Остальные диаметры, как и планировалось — в 2023 – 2044-м