Новости для тех, кто не ест фастфуд — возможно, вами движет не сознательный выбор, а спрятавшееся чувство вины. Именно это заключает новое исследование, где расспросили более трёхсот респондентов: так ученые попытались определить ключевые факторы, отличающие постоянных и нерегулярных потребителей фастфуда.
В ходе опроса респондентов просили указать, какое значение они придают ряду пунктов, связанных с фастфудом. Оценивался фактор функциональности (удобство, вкус, привычность) и фактор эмоций (например, удовольствие). Участников опроса интересовало все: от риска пищевого отравления до проблем благополучия животных и воздействия производства фастфуда на окружающую среду.
Используя ряд статистических методов для балансировки и интерпретации исходных данных, исследователи обнаружили два ключевых дискриминационных фактора, определяющих нерегулярных потребителей фастфуда.
Первый фактор — это их склонность потреблять фаст-фуд в «случайных ситуациях», которые они не могут контролировать — например, в моменты нехватки времени, во время путешествий, когда дома закончилась еда или во время стресса. Второй фактор более четко объясняет, почему они не едят фастфуд в остальное время. Согласно анализу, больше всего их заставляет воздерживаться... чувство вины.
Нерегулярных потребителей можно охарактеризовать склонностью испытывать чувство вины и неудовлетворенности, когда они не употребляют фастфуд. Интересно, что вредность для здоровья, которая часто рассматривается как основная проблема фастфуда(и анекдотично предполагается как основная причина избегания фастфуда) не оказала влияния на различие между регулярными и нерегулярными потребителями, — объясняют исследователи.
Исследователи признают, что размер выборки в их исследовании был относительно небольшим, и поэтому советуют проявлять осторожность при обобщении результатов. Важно отметить, что, по мнению команды, программы профилактики ожирения могут выиграть, если сфокусируют свои сообщения на «привлекательности чувства вины».