11 октября Авто Mail.ru

Опять реформа техосмотра: что и как меняется на этот раз?

В следующем году в системе технического осмотра автомобилей грядут масштабные изменения. Чего и когда ждать российским автовладельцам? Усложняется ли процесс прохождения техосмотра и сколько будет стоить ТО?

Новый закон N122-ФЗ от 6 июня 2019 года предусматривает внесение изменений в другой документ— "О техническом осмотре транспортных средств". Именно он регламентирует процесс техосмотра и, в частности, порядок получения автовладельцами диагностических карт.

Новый закон был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации еще в мае нынешнего года, но действовать он начнет только с 8 июня 2020 года. На подготовку у властей осталось меньше года. А изменений запланировано много.

Чем властям не нравится нынешний техосмотр?

Генеральный директор Союза по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств "ТехЭксперт" Сергей Зайцев говорит, что необходимость изменения системы техосмотра назрела давно, и главная причина этого — высокая смертность в ДТП, произошедших из-за неисправных автомобилей.

Согласно представленным им на конференции "Автосервис-2019" данным, с 2012 года (именно тогда система техосмотра приобрела свой нынешний вид) количество погибших в таких авариях неуклонно увеличивается и уже превысило 5000 человек, еще 40 000 человек получили травмы. Причем средний возраст погибших — 35-40 лет.

Это бьет по государственному карману — на сегодняшний день финансовый ущерб от действующей концепции составляет около 1,4 трлн руб.

Большая часть операторов техосмотра занимается исключительно "выдачей бумажек", выписывая по несколько сотен диагностических карт в день.

По мнению Зайцева, причина роста количества ДТП из-за неисправных автомобилей кроется в отсутствии контроля за выдачей диагностических карт (ДК). Сергей Зайцев рассказал, что более 80% диагностических карт выдаются без фактического осмотра автомобиля.

По сути, диагностические карты превратились в формальный документ, необходимый только при покупке полиса ОСАГО. Реальное же состояние автомобилей, получающих такие карты, может быть любым — от идеального до удручающего.

Сначала возьмутся за операторов ТО

Для операторов техосмотра к следующему году установят новые требования аккредитации. Проверка операторов будет проводиться в два этапа — вначале документарная, а потом и выездная. Четкие требования установят и к производственно-технической базе пункта осмотра.

На сегодняшний день требованиям соответствуют меньше 1000 операторов техосмотра, а всего их порядка 4,5 тыс. по всей стране. Поэтому достоверность осмотров можно поставить под сомнение, даже если оператор пытается проводить проверки честно.

Оговорена в новых нормативных актах будет и пропускная способность пунктов осмотра. Ведь просто оформлять бумаги — это одно, а реальный осмотр автомобиля требует совсем других затрат времени.

Совершенствованием правил аккредитации займется Министерство экономического развития. А вот требования к экспертам технического осмотра разработает Минпромторг. Нынешняя система набора специалистов на пункты осмотра признана несостоятельной.

Видео во время ТО не будет, а вот фото — сделают

Наиболее важным для автовладельцев новшеством станет фотофиксация техосмотра. Планировалось введение и видеофиксации, но технической возможности организовать ее пока нет.

Предполагается, что машину будут фотографировать в начале процесса осмотра и по его завершении.

Фотографии будут попадать в единую базу данных. Туда же в электронном виде отправятся и сами диагностические карты.

Новые правила предусматривают оформление диагностической карты в виде цифрового документа, заверенного электронной подписью эксперта. Сейчас обсуждается даже возможность передачи данных по защищенному каналу связи с привязкой геолокации. Разработкой правил заполнения, учета и выдачи диагностических карт уже занимается Минтранс.

Речь о защищенном канале связи зашла неспроста. Власти намерены серьезно взяться за единую базу ЕАИСТО, в которой учитываются все выданные диагностические карты. Надзорный орган в лице МВД должен доработать базу данных, так как, по словам Сергея Зайцева: "Кто угодно мог внести туда какую угодно информацию".

Приняты также поправки в административный и уголовный кодексы, которые вводят ответственность за неправильно оформленную ДК и за проведение осмотра не аккредитованными лицами.

Действующие диагностические карты аннулируют?

Особенно интересно выглядит поправка, согласно которой диагностическая карта транспортного средства "в отношении которого не проводился технический осмотр в установленном порядке или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого ТС требованиям безопасности" может быть аннулирована надзорным органом (МВД).

Есть в новом законе и другие нюансы, которые требуют серьезной доработки. Один из главных вопросов — во сколько процедура техосмотра обойдется рядовому автовладельцу?

Как рассказал Сергей Зайцев, несколько лет назад проводилось масштабное общероссийское исследование, в результате которого была обозначена стоимость процедуры в среднем по России — 850 руб. В Санкт-Петербурге цена оказалась чуть выше — 1200 руб., а в столице осмотр автомобиля стоил в среднем 1500 руб.

Именно последняя цифра наиболее близка к возможной стоимости процедуры техосмотра после всех нововведений. По мнению Сергея Зайцева, сравнивать ее с нынешними ценами на техосмотр бессмысленно: "регулирование максимальной стоимости, применяемое сейчас, бесполезно. Большая часть операторов не имеет производственной базы вообще, потому продажа "бумажек" не приносит им никаких затрат. Отсюда и разброс стоимости в таких фирмах — от 200 до 1000 рублей".

Ясность наступит к зиме

Еще один вопрос, который нужно решить, — свободная продажа диагностических карт без осмотра автомобиля и реклама подобных услуг. "Никакого запрета на такую рекламу нет. В интернете сейчас можно легко купить ДК, и вам ее привезут домой. С этим нужно бороться", — говорит руководитель "ТехЭксперта".

В частности, процесс оформления диагностической карты наверняка подорожает, а сам осмотр автомобиля может стать строже. Кроме того, неясной остается ситуация с выданными "из-под полы" картами, которые в любой момент могут аннулировать. Что принесут нововведения — станет понятно в 1 квартале 2020 года, когда ведомства подготовят все необходимые нормативные акты.

Рекомендуем:

Мой район