Интересные факты из истории московского метро. Первый: ему 85 лет!

Еще больше фактов — ниже

Московское метро открылось 15 мая 1935 года. А это значит, что сегодня ему исполняется 85 лет. История строительства московского метрополитена не только увлекательна, но и изобилует множеством интересных фактов. Мы собрали наиболее любопытные из них.

Первый поезд на Покровской линии
  • Первый поезд отправился от станции «Сокольники» в семь утра ровно 85 лет назад. А первым пассажиром стал мастер экспериментального цеха завода «Красный пролетарий» П.Н. Латышев. Он купил билет с номером А00001. На момент открытия в метро было две линии: от «Сокольников» до «Парка культуры» и от «Смоленской площади» до «Библиотеки имени Ленина» — всего 13 станций.

  • Сначала проезд в московском метро стоил 50 копеек. В 1960 году в связи с денежной реформой проезд стал стоить 5 копеек. До 1992 в качестве билета использовались картонные талоны, затем в ход пошли пластиковые жетоны, а в ноябре того же года — железные. Последние использовались вплоть до февраля 1999. А теперь в Москве принимают только бесконтактные карты: вышедшие из употребления московские жетоны используют в других городах — Екатеринбурге и Нижнем Новгороде.

Вход на станцию «Сокольники»
  • Станции столичного метро часто переименовывали, но чаще всех название менял «Александровский сад». В разное время станция называлась «Коминтерн», «Имени Коминтерна», «Улица Коминтерна», с 1946 по 1990 год носила название «Калининская», а в 1990 году она буквально несколько дней называлась «Воздвиженкой».

  • За строительство метро взялись в 1931 году. Копать начали у дома №13 на улице Русаковской. Изначально метро еще предполагалось сделать наземным, вроде городской электрички, с небольшим подземным участком в центре. Но в 1932 году инженер Вениамин Маковский предложил опустить метро на 35-метровую глубину (высота 10-этажного дома), и Сталин согласился.

Кадр из фильм «Обитель зла 5»
  • В московском метро часто снимают кино. Для съемок, как правило, используют неработающий второй перрон станции «Полежаевская». Также создатели кино любят станции «Площадь Революции» и «Маяковская». На станции «Университет» снимали финальную сцену фильма «Я шагаю по Москве», а на «Арбатской» — погоню из «Обители зла 5».

  • Самая глубокая станция столичного метро — «Парк Победы». Она располагается на глубине 73 метров. А самая неглубокая станция находится на глубине всего пяти метров — это «Печатники». Самый короткий эскалатор установлен в южном вестибюле станции «Саларьево». Он поднимает пассажиров всего на 3 метра. Самая тихая станция — «Пражская». Все, благодаря особому виду керамической плитки, которой облицованы путевые стены станции. Многочисленные воздушные поры в ней поглощают звук.

  • В московском метро есть бункер. Он примыкает к станции «Таганская». Этот бункер, или «Объект ГО-42», был построен в 1956 году на случай ядерного удара и действовал в качестве запасного командного пункта дальней авиации вплоть до 1995 года. Затем он был рассекречен и стал музеем.

Московский музей холодной войны
  • Слово «метрополитен» в Москве впервые произнесли в 1901 году. Слово «метро» сначала было мужского рода. Поэтому лозунги на советских плакатах звучали так: «Наш метро — лучший в мире!». А станция «Тропарёво» стала первой, в которой в букве «ё» были нарисованы точки.

  • Две «Арбатские» и две «Смоленские» станции появились из-за случая во время войны. В 1941 году авиабомба попала в тоннель мелкого заложения между станциями «Арбатская» и «Смоленская». Тогда решили построить те же станции, но поглубже. Новый участок, дублирующий предыдущий, строился в тайне и открылся в 1953 году. Старые станции не убрали, а, наоборот, восстановили и открыли в 1958 году, сделав частью Филевской линии.

  • Метро для многих школьников и студентов — буквально часть учебного процесса. Тут дописывают домашние задания, дочитывают лекции и доделывают проекты. А в 1940 году в метро была целая лаборатория. На станции «Динамо» по ночам работали физики Г. Н. Флёров и К.А. Петржак. Космическое излучение, создававшее помехи в наземных лабораториях, не проникало на 40-метровую глубину станции. В итоге ученые открыли спонтанное деление ядер урана.

Окаменевшая раковина в мраморной облицовке московского метро
  • Московский метрополитен — это огромный палеонтологический музей. На стенах станций, которые облицованы известняком или мрамором, даже без микроскопа можно увидеть коралловые рифы, заросли губок, раковины моллюсков, скелеты иглокожих и иглы морских ежей. Древнейшим из них более 300 миллионов лет, самым молодым — около 70 миллионов.

  • Московское метро всегда строилось быстрыми темпами. Первые 16,8 километров будущего метрополитена рабочие построили за два года. Для сравнения 10 км подземки в Лондоне строились четыре года. Особенно быстро столичный метрополитен растет последние пару лет. 2018 год стал рекордным по количеству новых станций — их открылось 17, а рекорд 2019 года — 38 проложенных километров тоннелей.

    Строительство метро
  • В продолжение темы рекордов: столичное метро попало и в книгу Гиннесса. В марте 2020 года московский метрополитен установил мировой рекорд: здесь одновременно работало самое большое число тоннелепроходческих комплексов — 23. Несколько десятков свидетелей одновременно засняли, как эти огромные машины строят новые станции и прокладывают новые ветки метро.