Отвлекитесь от ежедневной московской суеты, закройте глаза и представьте себе на десять секунд средневековую Англию. Какие образы приходят на ум? Полагаем, в голове родилась картинка богатого дворянина (или даже короля!), сидящего на пиру и трапезничающего самыми вкусными яствами.
Историки долгое время считали, что короли и дворяне ели гораздо больше мяса, чем остальное население, а свободные крестьяне были вынуждены отдавать продукты, чтобы прокормить своих правителей.
А было ли всё действительно так?
Ответить на этот вопрос вызвались биоархеолог Сэм Леггетт и историк Том Ламберт — оба подданные британской короны. Они проанализировали химический состав костей 2 023 человек, похороненных в Англии в V-XI веках.
Исследование Леггетт не выявило корреляции между социальным статусом и высокобелковой диетой. Это удивило Ламберта: многие средневековые тексты и исторические исследования свидетельствуют о том, что «англосаксонская элита» ела большое количество мяса. Пара начала работать вместе, чтобы выяснить, что же происходило на самом деле.
Исследователи изучили десять других сопоставимых списков еды из Южной Англии и обнаружили удивительно похожую картину: скромное количество хлеба, огромное количество мяса, приличное (но не чрезмерное) количество эля и никакого упоминания об овощах:
Масштабы и пропорции этих перечней продуктов убедительно свидетельствуют о том, что они предназначались для периодических грандиозных пиров, а не для ежедневного питания богатых семей, — Том Ламберт, историк.
Исследователи считают, что даже королевские особы питались зерновыми продуктами, и что подобные мероприятия тоже были для них в радость. Эти пиры были пышными мероприятиями на открытом воздухе, на которых «целых быков жарили в огромных ямах»:
Историки обычно считают, что средневековые пиры были исключительно для элиты. Но [эти] списки блюд показывают, что даже если допустить огромные аппетиты, на пирах должно было присутствовать 300 и более человек. Это означает, что там должно было быть много простых крестьян — и это на самом деле имеет смысл с точки зрения политики.
Всё дело в челяди
Известно, что монархи и богатые лорды этого периода получали от свободных крестьян своих владений подать, известную как феорм (от древнеанглийского feorm). Считается, что именно они были основным источником пищи, а собственные земли играли в лучшем случае второстепенную роль.
По мере расширения королевств феормы перенаправлялись на содержание более широкой элиты, что со временем делало её ещё более влиятельной. Ламберт изучил использование этого термина в различных контекстах — даже в завещаниях аристократии. Вывод немного удивил: феормом также называли особенное мероприятие, который исследовали обозначают «общинным пиром»:
Это важно, потому что сбор феорма не требовал личного участия короля или лорда, а также проявления уважения к крестьянам, которые были обязаны ее предоставлять. Однако, когда короли и лорды лично посещали общинные пиры, динамика была совершенно иной.
Такое переосмысление может иметь далеко идущие последствия для средневековых исследований. Передача пищи послужила основой для теорий о зарождении английской королевской власти и политики патронажа, основанной на землях, и занимает центральное место в продолжающихся дебатах о том, что привело к закабалению некогда свободного крестьянства Англии.