Спасая жизни. Как устроена жизнь врача московской скорой помощи


Валерий Щербинин: «Нужно всегда помнить: тыпринимаешь решения, откоторых зависят здоровье ижизнь пациента»

Старший фельдшер поприему вызовов скорой медицинской помощи ипередаче ихвыездным бригадам скорой медицинской помощи Станции скорой инеотложной медицинской помощи имени А. С. Пучкова. Отмечен благодарностью Мэра Москвы.

Вскорой помощи яс2011 года. Сначала работал ввыездной бригаде, с2015 года— наподстанции старшим фельдшером, ас2017-го— вотделе медицинской эвакуации. Ноприэтом янебросаю выезды— постоянно работаю посовместительству наполставки выездным фельдшером. Потому чтопрофессиональный азарт ижелание помогать непроходят. Ктому жевсегда бывают интересные случаи.

Например, однажды вДТПсбольшим количеством пострадавших пришлось спасать молодого человека, которого зажало вавтомобиле. Кнему фактически невозможно было подобраться: ноги унего оказались наводительском сиденье подрулем, асамонсидел напассажирском месте. Приэтом унего были множественные травмы— из-заэтого нельзя было подобраться сбоку. Чтобы выполнить необходимые манипуляции, мнепришлось залезть впокореженный автомобиль через разбитое лобовое стекло— ниодна дверь неоткрывалась. Ужевсалоне, согнувшись втрипогибели, япоставил емуввену катетер. Вместе снапарником, который подавал мневсенеобходимое, получилось подготовить пациента, пока наместо ехала бригада спасателей. Кмоменту ихприбытия пациент ужеполучил обезболивающее, былиммобилизованный искапельницей. Пострадавшего извлекли измашины идоставили вИнститут Склифосовского. Насколько мнеизвестно, тамемусделали несколько операций. Унего были травмы грудной клетки иживота, перелом бедра, перелом плеча, номыихирурги егоспасли.

Вработе врачей скорой крайне важна оперативность, быстрота мышления. Тыпринимаешь решение, откоторого зависит здоровье и— внекоторых ситуациях— жизнь пациента. Этобезумная ответственность, ноэтоивызывает интерес. Ещемненравится работать смолодыми сотрудниками, которых можно чему-тонаучить (например, какработать саппаратурой). Моиосновные акценты вработе— медицинская аппаратура ибазовая сердечно-легочная реанимация. Мнеэтоинтересно, ияобучался поэтому профилю дополнительно: занимался, посещал семинары, читал статьи итакдалее.

Сначала моей работы вскорой помощи произошел значительный скачок вплане оснащения машин оборудованием, начиная отобновления автопарка изаканчивая инструментами. Онокоснулось всех бригад. Например, теперь унасесть оптико-волоконные светодиодные клинки дляларингоскопов (устройства дляпроведения интубации трахеи). Онигораздо легче иудобнее, аещеониодноразовые, поэтому нетпроблем сдезинфекцией.

Кроме того, унаспоявились современные многофункциональные дефибрилляторы, которые облегчают работу, позволяют осуществлять непрерывный мониторинг изменений. Электроды приклеиваются ккоже, чтотоже очень удобно. Кроме того, появились системы «Автопульс», которые позволяют выполнять автоматические компрессии вместо ручных, тоесть закрытый массаж сердца пациента производит аппарат. Благодаря этому освобождаются руки второго специалиста— можно проводить больше манипуляций, ивсеполучается гораздо оперативнее.

Ещеодно полезное нововведение— аппарат искусственной вентиляции легких снесколькими новыми функциями. Онненуждается вкислородном баллоне ивентилирует легкие кактранспортный аппарат— грубо говоря, воздухом. Намойвзгляд, этоочень хорошая вещь, особенно дляскорой помощи. Ещепорадовали кардиографы смониторами иWi-Fi-передатчиками электрокардиограммы врачам накардиологический пост оперативного отдела. Кардиограммы отправляются мгновенно, иихтутжесчитывает кардиолог— онможет перезвонить буквально втечение минуты либо прислать расшифровку.

Очень хотелось бы, чтобы люди научились вовремя посещать врачей инедоводить себя докритических нарушений здоровья. Ксожалению, этоочень распространенная ситуация: целый месяц учеловека что-тоболит, онждет, когда пройдет инеобращается кмедикам. Если вычувствуете себя неважно, лучше вовремя обратиться вполиклинику иливызвать врача надом! Аесли пришлось вызвать скорую— максимально подробно отвечать навопросы, которые вамзадают врачи бригады. Имеющиеся убригады данные изсистемы ЕМИАС полезно будет дополнить какой-либо документацией, которая поможет более досконально собрать анамнез. Сейчас этоособенно актуально, когда врачей вызывают детям. Например, чтобы понимать, привит ребенок илинет. Этоочень помогает врачам вработе.

Максим Шулешко: «Главный принцип— кто, если неты?»

Старший фельдшер поприему вызовов скорой медицинской помощи ипередаче ихвыездным бригадам скорой медицинской помощи Станции скорой инеотложной медицинской помощи имени А. С. Пучкова. Отмечен благодарностью Мэра Москвы.

Мойстаж работы вскорой помощи— 18лет. Вмедицину япошел, какнистранно, из-заздоровья: после школы хотел поступать втеатральное училище, нонамедкомиссии меня забраковали посостоянию здоровья: диагностировали бронхиальную астму исказали, чтомненужны стерильные условия. Медицина оказалась лучшим вариантом— вконце концов, работая врачом, человек састмой будет самусебя подприсмотром. Ияпоступил вмедицинское училище.

Поначалу вообще непонимал, зачем мнеэто, боялся крови, болезней, катастроф— казалось, чтоэтовсеабсолютно немое. Нонавтором курсе училища, когда унасначалась практика, япопал вотделение реанимации ктяжелым больным, иоказалось, чтомнеэтоинтересно. Процедуры, инъекции итакдалее— мнезахотелось научиться этоделать. Японял, чтомогу быть полезен людям.

Вскоре благодаря службе занятости студентов-медиков ястал работать санитаром вбольнице. Япопал втипичную атмосферу приемного отделения, когда нескончаемый поток бригад возит, ивозит, ивозит пациентов. Иесли слышен звук сирены, значит, тяжелый пациент, всенаготове, иврачи начинают оказывать помощь прямо наместе.

Язнакомился сработниками бригад скорой, общался, именя начала ещебольше интересовать именно экстренная медицина. Коллеги рассказывали, какичтопроисходило навызовах— ДТП, какая-тоэкстремальная ситуация, тяжелая травма итакдалее. Спустя годбригады стали брать меня ссобой навызовы, итогда японял, чтоэтослужба дляменя, чтояхочу здесь работать. После окончания медицинского училища, буквально наследующий день, япришел настанцию скорой помощи итрудоустроился. Помню даже дату своего первого дежурства— 3августа 2001 года.

Обычно специалисты очень быстро, буквально втечение нескольких месяцев, понимают, смогут ониработать вскорой помощи илинет. Длякого-тоэтоочень тяжело— сутками невылезать измашины, постоянно контактировать сновыми людьми ссамыми разными жалобами. Одни пациенты кричат, другие плачут— вобщем, длямногих этонестерпимая атмосфера. Дляменя этовторая жизнь, вторая семья— уже18летяезжу неиздома наработу, аиздома— домой. Внашем деле важно всегда напоминать себе: кто, если неты? Нужно быть уверенным втом, чтотыздесь нужен, тебя здесь реально ждут— иколлеги, ипациенты. Пока тыэтоосознаешь, тыработаешь судовольствием. Ияточно знаю, чтояздесь нужен.

Посравнению сначалом нулевых, когда ятолько начинал работать наскорой, сейчас мырасполагаем колоссальными возможностями. Впервые годы моей работы длятого, чтобы снять электрокардиограмму пациента, нужно было вызывать специализированную бригаду— электрокардиографами были оснащены только они. Поэтому если специализированная бригада была навызове, тоещенужно было ееподождать. Асейчас любая приехавшая навызов бригада влюбой ситуации всего через несколько минут получает напланшет ответ отврача-кардиолога, который работает дистанционно.

Мнеиногда кажется, чтояработал всовсем другой организации, если сравнивать технические возможности. Теперь мыидем неточтовногу современем, адаже немножечко впереди. Если быпациенты знали онаших возможностях вдеталях, тоникто быизнихдаже ивполиклинику бынеходил— сразу вызывали бынас. Мыможем практически все: отглюкометрии (измерения уровня сахара вкрови пациента) дозакрытого массажа сердца спомощью автопульса. Иэтодалеко невсе. Кактолько что-тоновое появляется всфере медицины— оноунасесть.

Ольга Логвинова: «Наши медики постоянно осваивают новые технологии»

Заместитель главного врача поработе ссестринским персоналом Станции скорой инеотложной медицинской помощи имени А. СПучкова. Награждена почетной грамотой Правительства Москвы.

Настанции скорой инеотложной медицинской помощи имени А. С. Пучкова яработаю с2008 года. Вмоиобязанности входит все, чтокасается работы среднего медицинского персонала. Этоивопросы подготовки кадров, начиная собучения вмедицинских колледжах, иприем наработу молодых специалистов, ивзаимодействие собразовательными учреждениями Департамента здравоохранения, иповышение квалификации, иразличные виды обучения персонала. Якурирую всюсистему нашей образовательной деятельности, внутреннее обучение персонала, работу медицинского психолога, совета фельдшеров, молодежного совета станции.

Особенности работы иврачей скорой помощи, ифельдшеров втом, чтоонидолжны очень быстро принимать решение наместе, незамедлительно, иприэтом онинесут занего ответственность. Оперативно принимать решения, ставить диагнозы, назначать лечение— этоисамое сложное, исамое важное вихработе.

Запоследние несколько леточень поменялась система обучения медицинского персонала. Раньше былстандарт: один развпять летврач илифельдшер проходил курсы повышения квалификации иполучал сертификат специалиста. Сейчас, безусловно, изменилось все, поскольку появились новые образовательные возможности. Теперь мы, какорганизация, осуществляющая образовательную деятельность, можем реализовать любую образовательную программу, которая необходима специалистам.

Унассуществует тринаправления подготовки специалистов. Первое— этоклассические курсы повышения квалификации. Один развпять летврачи ифельдшеры направляются накурсы повышения квалификации вобразовательные учреждения иполучают сертификаты специалиста. Второе— этосистема непрерывного медицинского образования. Чтобы соответствовать современным требованиям, мыв2017 году получили лицензию наобразовательную деятельность. Наши врачи ежегодно проходят обучение подополнительным образовательным программам всистеме непрерывного образования, разработанным вучебно-организационном отделе.

Кбазовым курсам относится сердечно-легочная реанимация, помощь притравмах, комах итакдалее. Адальше мыужеотталкиваемся отобразовательных потребностей персонала исоздаем расширенные программы. Например, уврачей, которые работают скардиопультом, былзапрос— научиться расшифровке кардиограмм детей. Имыорганизовали такой проект совместно сдетской городской клинической больницей имени З. А. Башляевой. Отдельный курс, преподаваемый вмедицинском симуляционном центре Боткинской больницы, посвящен ультразвуковой диагностике вургентных состояниях. Вцелом все, чтонеобходимо нашим сотрудникам вплане обучения, мыможем реализовать благодаря образовательным возможностям города.

Третье— наша собственная система перманентного обучения, которая существует уженапротяжении долгих лет. Сэтого года мыперевели теоретическое обучение ввиртуальный формат: унасесть образовательный портал станции, гдедлякаждого сотрудника составлен определенный план. Тамжеонипроходят обучение ипотом сдают зачеты наподстанциях, отрабатывая практические навыки. Сегодня умедицинского персонала есть возможность учиться дистанционно. Например, даже подороге наработу врачи могут послушать ипочитать лекции наших специалистов. Поэтому сотрудники всевремя чему-нибудь учатся. Иэтоправильно, потому чтоспециалист, который работает вздравоохранении, должен постоянно совершенствовать свои навыки иполучать новые знания.

Унасесть современные манекены-тренажеры, настанции работает симуляционный центр, вкотором смоделирован автомобиль скорой медицинской помощи— вэтих условиях врачи могут отрабатывать практические навыки. Мыможем смоделировать любую клиническую ситуацию насимуляторах, унасесть даже родовспомогательные тренажеры. Планируется, чтовследующем году такие симуляционные центры будут работать вкаждом региональном объединении.

Мытесно сотрудничаем совсеми колледжами Департамента здравоохранения, которые осуществляют подготовку фельдшеров, истараемся, чтобы онивыбирали нашу службу ужессамого начала обучения. Мыорганизуем дляначинающих специалистов экскурсии наподстанции ивоперативный отдел, ионивсегда относятся кэтому свосторгом— вэтом возрасте имочень хочется спасать людей. Мытакже проводим длянихвсевиды практик. Многие наши сотрудники преподают вмедицинских колледжах профессиональные дисциплины— диагностические илечебные модули. Поэтому ежегодно мыпринимаем наработу более 200молодых специалистов— фельдшеров имедсестер.