Многие научно-фантастические фильмы обыгрывают разные интересные философские идеи. Например, поднимая вопрос о нашем восприятии реального и нереального. Самым интересным и известным из фильмов, раскрывающих эту тему, является «Матрица» — ведь запомнилась она не только эффектным визуалом, но и отрицанием всего нашего бытия:
В одной из ключевых сцен оригинального фильма главному герою предлагают выбрать одну из двух таблеток: красную (чтобы узнать правду о «настоящем мире») или синюю (чтобы довольствоваться иллюзорным комфортом неведения).
Нео принимает первую, и его восприятие реальности начинает серьёзно искажаться. Больше всего досталось стоявшему рядом треснувшему зеркалу: оно очистилось от пыли и само срослось. Такое случается не каждый день, и протагонист решает на ощупь проверить, не обманывает ли его зрение. И тут он попадает в ловушку: зеркало меняет агрегатное состояние, прилипает к пальцам и начинает быстро поглощать тело Избранного, вытаскивая его из симуляции.
Возникает интересный вопрос: почему было использовано именно зеркало, а не стена или любой другой неодушевленный предмет? Как объяснили Вачовски в одном из интервью, зеркало представляет собой идею «миров внутри миров», намекая на существование Матрицы как симулированного мира внутри реального:
«Зеркало служит границей между восприятием Нео и реальностью в «Матрице». Когда он наконец принимает красную таблетку, его искаженное восприятие реальности начинает исправляться, и, в свою очередь, даже зеркало отражает это изменение, переходя из разбитого состояния в целое.»
Вачовски — не первые, кто использует отражающие поверхности в качестве порталов. В «Алисе в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла описание зеркала очень похоже на то, как оно представлено в «Матрице»:
«[...] и, конечно, стекло начало таять, точно яркий серебристый туман», — пишет автор. А в фильме Морфеус ссылается на другое произведение этого же автора, «Алису в стране чудес», говоря: «Если ты примешь красную таблетку, ты останешься в стране чудес, и я покажу тебе, насколько глубока кроличья нора».
Подобно тому, как кроличья нора является метафорой обретения истинного знания в «Алисе в стране чудес», она же указывает на стремление Нео найти истину в «Матрице». А зеркало является проходом в «кроличью нору» — что также объясняет, почему они так часто используются в качестве порталов в «Матрице: Воскрешении».