Электробусы, автобусы-такси, модные речные вокзалы и другие достижения Мосгортранса

Столичный транспорт стремительно развивается и не только попадает в последние тренды, но иногда и создает их. На смену автобусам приходят экологичные, бесшумные и маневренные электробусы. В ТиНАО и "Сколкове" запущен уникальный сервис перевозок по требованию "По пути": автобус можно заказать к остановке как такси.

Крупнейший столичный оператор наземного транспорта — Мосгортранс — отмечает юбилей. Ровно 65 лет назад, 31 июля 1958 года, было создано Управление пассажирского транспорта города, наследником которого стал Мосгортранс.

В честь дня рождения предприятия рассказываем о том, с чего начиналась история Мосгортранса и как сегодня устроена его работа, почему Москва взяла курс на развитие сети электробусов, как заказать автобус к остановке и чем заняться на обновленных речных вокзалах.

От нескольких управлений к единому бренду

Более полувека назад в столице у каждого вида наземного транспорта было свое управление. Не было единых бренда, сервисов и стандартов обслуживания, отличалось состояние подвижного состава. 31 июля 1958 года автобусы, троллейбусы и трамваи объединили в один комплекс — Управление пассажирского транспорта Мосгорисполкома. Помимо автопарков в него вошли службы движения, ремонтные заводы, тяговые подстанции и строительное управление.

С тех пор организация перевозок в Москве стала централизованной, всем видам наземного транспорта определили общий вектор развития. Почти полностью обновили автобусный парк, пересмотрели схемы маршрутов. Наименование Мосгортранс, по которому мы теперь знаем главного столичного перевозчика, вошло в обиход только в 1980 году.

В экотренде: курс на замену дизельного транспорта электрическим

Все эти годы Мосгортранс носит статус крупнейшего оператора наземного транспорта в столице. Он продолжает модернизировать подвижной состав, внедрять новые технологии и делать пассажирские сервисы еще более удобными. Сегодня предприятие обслуживает около 700 маршрутов, а его парк насчитывает около 6,6 тысячи транспортных средств, готовых к выходу на линию.

За бесперебойное сообщение и комфорт поездок в наземном транспорте отвечают 25 тысяч сотрудников. В коллективе работают более 40 трудовых династий. И предприятие постоянно улучшает условия для своих сотрудников. В этом году, например, начали тестировать электронный путевой лист, который избавит от лишней рутины и ускорит выход водителя на маршрут.

Одно из главных достижений Мосгортранса за последние годы — запуск электробусов. Они пришли на смену троллейбусам и автобусам в 2018-м. Замена одного дизельного автобуса на электробус позволяет снизить выбросы углекислого газа в атмосферу на 60 тонн в год. К тому же электрический транспорт отличается маневренностью, тихим и плавным ходом.

Сегодня в Москве более 1,1 тысячи электробусов курсирует по 88 направлениям. Все они изготовлены в России и обслуживаются по контрактам жизненного цикла, то есть с момента их передачи городу производитель несет полную ответственность за техническую исправность машин в течение 15 лет.

400 электробусов было приобретено городом на средства от размещения в 2021 году первого выпуска зеленых облигаций Москвы. Летом 2023 года столица разместила выпуск зеленых облигаций для населения объемом два миллиарда рублей, который позволит закупить еще около 50 электробусов для городского транспорта.

Электробусы стали визитной карточкой Москвы. С момента запуска они перевезли более 300 миллионов пассажиров и преодолели свыше 130 миллионов километров. Город постепенно движется к полной замене автобусов на электробусы. В 2023 и 2024 годах Мосгортранс получит 1,2 тысячи новых транспортных средств от ПАО «КамАЗ» и «Группы ГАЗ». Усовершенствованные модели могут проезжать без подзарядки около 80 километров, также в них предусмотрено полностью электрическое отопление.

А в этом году началось тестирование первого электробуса малого класса, который рассчитан на 16 пассажиров. Такая модель подойдет для направлений с более узкими дорогами и с невысоким потоком пассажиров. Запас его хода еще больше, чем у старшего брата, — вплоть до 150 километров. Новинку можно встретить на маршруте № 883 в районах Солнцево и Очаково-Матвеевское.

Крупнейший в Европе электробусный парк

Для зарядки электробусов в Москве устанавливают ультрабыстрые зарядные станции. Они расположены на территории электробусных парков, конечных остановках и на протяжении маршрутов. Их можно использовать в том числе при экстремальных для Москвы температурах — от минус 40 до плюс 40 градусов по Цельсию. Сегодня в городе более 240 станций. Всего свыше 380 зарядок появится до конца 2024 года.

В Москве построили и открыли два дома для электробусов. «Красная Пахра» — первый в России и крупнейший в Европе электробусный парк. Он занимает площадь более 10 гектаров и способен принять 450 электробусов большого класса. Парк обслуживает 24 автобусных и пять электробусных маршрутов.

А в июле открылся дом для электробусов «Митино»: он рассчитан на 300 машин большого класса. На сегодняшний день инновационный транспорт следует из «Митина» по девяти маршрутам. К концу 2024-го планируется вывести электробусы на 23 маршрута.

Благодаря паркам «Красная Пахра» и «Митино» удалось увеличить количество электробусов на маршрутах и улучшить транспортную доступность между округами столицы, а пассажиры стали тратить меньше времени на ожидание на остановках. В Москве строят и третий электробусный парк. Он откроется в Новокосине уже в этом году.

Все для комфорта пассажиров: автобусы-такси и бесплатные пересадки

Мосгортранс модернизирует не только подвижной состав, но и организацию пассажирских перевозок. Москвичи привыкли к тому, что у каждого вида транспорта есть свое расписание и он делает все остановки на своем маршруте. Проект «По пути», запущенный в 2021 году, уникален. Это сервис перевозок по требованию, который работает в ТиНАО и инновационном центре «Сколково».

Маршруты обслуживают автобусы малой вместимости. В них есть телевизор, USB-слоты для зарядки устройств, климат-контроль, столики и лампочки для чтения. Заказать автобус можно в приложении «Московский транспорт», выбрав начальную и конечную точки на карте и указав количество пассажиров. Автобус приедет на ближайшую остановку. Это почти такси, но поездка обойдется всего в 56 рублей. Проект уже доказал свою востребованность: с момента запуска сервисом воспользовались более миллиона человек.

А проект «Социальное такси» предназначен для перевозки маломобильных пассажиров. За доступную цену (210 рублей в час в Москве, 420 — в Подмосковье) можно заказать специализированный транспорт до аэропорта, вокзала, больницы. Водители умеют оказывать доврачебную помощь, помогают с посадкой и высадкой, размещают багаж, фиксируют кресло-коляску, усаживают собаку-поводыря. Кому доступна услуга и как ее получить, можно узнать на сайте Мосгортранса.

С осени 2021 года можно совершать бесплатные пересадки между разными маршрутами электробусов, автобусов и трамваев, а с января 2022-го — в рамках одного маршрута (это удобно, если, например, захотелось зайти в магазин, а затем продолжить путь). В начале 2022 года ввели функцию активации удаленного пополнения карты «Тройка» с помощью валидаторов на всех маршрутах наземного транспорта. Раньше для этого необходимо было спускаться в метро.

Модные речные причалы

В ведении Мосгортранса находятся и московские порты. Северный речной вокзал открылся после реставрации в 2020-м, Южный — в апреле этого года. Оттуда можно отправиться в круизы по городам России.

Но в Москве мыслят шире, и сегодня порты превратили в новые модные места. Северный речной вокзал с тех пор, как его построили в 1937 году, остается одним из самых узнаваемых символов столицы. Возле здания, похожего на двухпалубный корабль, и по благоустроенному парку приятно прогуляться. С крыши открывается панорама Химкинского водохранилища. На территории вокзала есть детские и спортивные площадки, ресторан, зона с бассейнами, пункты проката велосипедов и самокатов. Рядом с набережной проложены маршруты для скандинавской ходьбы, оборудованы зоны для танцевальных мастер-классов и занятий йогой. На вокзале можно поучаствовать в тренировке «Спортивных выходных», послушать концерт артистов проекта «Музыка в метро», сыграть свадьбу.

На обновленной набережной Южного речного вокзала воссозданы декоративные элементы, которые украшали порт в советскую эпоху: надпись «Москва», 14-метровый шпиль, компас и скульптуры, символизирующие пять морей, с которыми связана столица. На крыше обустроили зону отдыха с шезлонгами и смотровую площадку. В экспозиционном пространстве Музея транспорта можно узнать историю развития речного городского транспорта.