Профессии, которые уже не будут прежними после появления ChatGPT

Специальности, на которые повлияют языковые нейросети, определены в результате широкого научного исследования.

Ученые из Принстона, Пенсильванского и Нью-Йоркского университетов математически рассчитали, на какие профессии в будущем максимально повлияет активное использование языковых нейросетей вроде ChatGPT. Пока научная статья вышла в препринте, но уже вызвала довольно большой резонанс.

Дело в том, что в последние месяцы, с распространением популярности ChatGPT, который умеет писать связные тексты и отвечать на вопросы, то и дело раздавались прогнозы о том, что некоторые профессии из-за него умрут или сильно изменятся. Однако, по большей части, это были довольно умозрительные умозаключения. Наконец, команда американских ученых представила полноценное научное исследование с использованием математических методов.

Правда, стоит отметить, что речь в данном исследовании совсем не идет о том, что эти профессии «умрут», а лишь о «влиянии». То есть профессии изменятся, но для того, чтобы с научной достоверностью определить, как конкретно, «нужно больше исследований».

Авторы работы проанализировали 800 профессий из реестра США, выделили 52 потребности рынка и людей, которые представители этих профессий удовлетворяют. Затем соотнесли эти данные с потребностями, которые могут закрывать текстовые алгоритмы ИИ. А после по специальным формулам рассчитали степень влияния ChatGPT и ему подобного на специальности.

На первом месте — телемаркетинг (область деятельности, подразумевающая общение с клиентом по телефону). Следующие 8 пунктов занимают преподаватели вузов: английского языка, иностранного языка, истории, права, философии, социологии, политических наук и уголовного правосудия соответственно. На 10 месте — социологи. Затем снова преподаватели: по социальной работе, психологии и массовым коммуникациям. На 14 месте — политологи. Затем — преподаватели этнологических и культурологических наук, посредники и медиаторы, судьи и мировые судьи, преподаватели географических наук, литературоведения. 20-ку замыкают психологи. Специалисты по пиару — на 34 строке, историки — на 39, репортеры и корреспонденты — на 45, юристы — на 50. Копирайтеров, специалистов по ведению социальных сетей и маркетологов как отдельных профессий в таблице исследованных специальностей нет.

Если выделять не профессии, а отрасли, виды деятельности, то на первом месте будет «юридическое право», на втором — «ценные бумаги, товарные контракты и другие финансовые вложения». «Юридические услуги, страхование, фонды вознаграждения работникам» входят в пятерку. «Среднее образование», «предоставление грантов», «бизнес-школы, компьютерное обучение и обучение менеджменту» — в двадцатку наиболее уязвимых отраслей.