Важную роль в нашей жизни играет категоризация — способность находить общие черты и сходства в старых и новых знаниях. Она позволяет нам видеть различия между вещами, что делает её ключевым элементом обучения и принятия решений.
При этом есть один нюанс: то, как мы усваиваем информацию и создаём категории, часто не является частью традиционного обучения. Например, мы знаем, что «кошка» и «собака» — это разные категории. Но это знание существует потому, что нам в детстве просто показали, как они выглядят, а не потому, что нас целенаправленно учили их различать.
Выяснить, можно ли это знание обратить на пользу человечеству, вызвались учёные из Огайо (США). В своём новом исследовании ученые захотели узнать больше о том, как «случайное» знание способствует усвоению нами различных категорий:
Мы часто наблюдаем за новыми вещами в реальном мире, не ставя перед собой цели узнать о них. Но мы обнаружили, что простое знакомство с ними производит впечатление в нашем сознании и заставляет нас быть готовыми узнать о них позже, — Владимир Слуцкий, психолог из Университета штата Огайо.
Группа провела пять различных экспериментов с участием 438 взрослых добровольцев. Исследователи использовали специальную компьютерную игру, чтобы познакомить участников с незнакомыми фантастическими существами, которые в некоторых случаях были разделены на две категории — по аналогии с кошками и собаками.
На начальном этапе участникам было поручено как можно быстрее реагировать на существо, прыгающее либо на красную панель в левой части экрана, либо на синюю панель в правой части.
Хотя никто не разгадал «секретные» категории на начальном этапе, из результатов было ясно, что люди, которые познакомились с существами на начальном этапе, смогли выучить категории быстрее.
Следующий этап — «период явного обучения». Участникам эксперимента показали флёрпов и джалетов (две категории существ, упомянутых ранее) и рассказали, как их различать. Добровольцы, которым заранее показывали животных из новых категорий, гораздо быстрее улавливали различия между категориями, даже несмотря на то, что на начальном этапе они не получали никакого обучения.
В последнем эксперименте изображения сопровождались одним из двух звуков, выбранных случайным образом, и участники должны были реагировать на звук, а не на картинку — другими словами, им не нужно было обращать внимание на существо.
Те добровольцы, которые мельком увидели флёрпов и джалетов, всё равно лучше справились с задачей. Соответственно, многое из того, что усваивалось, происходило у испытуемых на подсознательном уровне, — заключают исследователи.