Атомные классы, электронные учебники и "МЭШ": что изменилось в сфере образования в 2020 году

Рассказываем о том, что можно получить 400 баллов за ЕГЭ даже во время пандемии, почему Москве быстро удалось перенести обучение в онлайн и что такое атомные классы.

2020-й стал по-настоящему уникальным годом. Пандемия COVID-19 повлияла практически на все сферы жизни города. Не обошлось без кардинальных изменений и в образовании — весной московских школьников перевели на удаленный режим, и все занятия стали проводить онлайн. Осенью дистанционка коснулась учащихся 6–11-х классов, а ученики 1–5-х классов продолжили посещать школу.

Несмотря на все сложности, московским школам удалось в короткие сроки перейти на новый формат работы и сделать обучение максимально комфортным и для учеников, и для преподавателей. Оказалось, что все необходимое для переноса учебного процесса в онлайн-формат у Москвы есть. В новом учебном году возможностей для дистанционного обучения стало еще больше. А новые реалии не помешали столичным школьникам продолжить выигрывать награды на олимпиадах и набирать высокие баллы на ЕГЭ.

«МЭШ» в каждый дом

Проект «Московская электронная школа» («МЭШ») сделал переход в онлайн весной практически безболезненным: в рекордные сроки — всего за неделю — больше миллиона школьников удалось перевести на дистанционное обучение.

В октябре 2020-го «МЭШ» также поддержала дистанционные занятия всех учеников 6–11-х классов и уроки в младших классах, которые были отправлены на карантин в связи с выявлением в коллективе носителей вируса COVID-19.

«Московская электронная школа» не имеет аналогов в мире. Это удобные цифровые сервисы для каждого участника образовательного процесса: учеников, их родителей и учителей. Чтобы работать с ними, нужен только компьютер и доступ к интернету. Весь необходимый контент, соответствующий школьной программе, а также полная информация о процессе обучения всегда под рукой.

С начала пандемии проведено уже более 16,5 миллиона онлайн-уроков, в среднем ежедневно проходит около 160 тысяч занятий.

В 2020 году «МЭШ» существенно доработали и в ней появился целый ряд нововведений: теперь попадать на урок можно прямо из расписания «Дневника “МЭШ”», а родители и дети в любое время могут посмотреть подробную информацию по учебному плану на год вперед. Кроме того, теперь при создании цифрового домашнего задания учитель может прикреплять к нему не только контент из библиотеки «МЭШ», но и материалы из базы сервиса «Яндекс.Репетитор».

Сервис видео-конференц-связи, интегрированный в «МЭШ», позволил проводить дистанционные уроки без использования сторонних ресурсов. А благодаря интеграции мобильного приложения «Дневник “МЭШ”» с голосовым помощником «Алиса» информацию о расписании, оценках и домашнем задании теперь можно не только прочитать, но и прослушать.

Библиотека «МЭШ»

Более 50 тысяч сценариев уроков, свыше 1,6 тысячи электронных учебных пособий, более 130 тысяч образовательных интерактивных приложений, 348 учебников и восемь виртуальных лабораторий по физике, математике, оптике, механике и технологии можно найти в библиотеке «МЭШ». Все это помогает эффективно подготовиться к контрольным, экзаменам и олимпиадам, которые зачастую тоже переходят в дистанционный формат. Заглянуть в хранилище знаний могут не только московские школьники — электронная библиотека открыта для всего мира. В библиотеке «МЭШ» также появились видеоуроки по всем школьным предметам, новые виртуальные лаборатории по физике и технологии для проведения виртуальных экспериментов, была расширена база тестовых заданий и самодиагностических работ с функцией автопроверки.

Проект «Учитель на замену»

Чтобы не подвергать риску учителей старшего возраста и временно заменить отсутствующего по болезни педагога, в Москве возобновил работу сервис «Учитель на замену». Его уже использовали раньше — в 2019 году во время распространения ОРВИ. Сервис помогает найти замену для учителя среди педагогов и специалистов из учреждений дополнительного образования. Помочь могут и студенты педагогических вузов — для них это засчитывается как учебная практика.

После урока ученики и директора школ могут оценить работу педагога. Но в компетентности замещающих учителей можно не сомневаться: в банк соискателей попадают только те, кто прошел независимую предметную диагностику в Московском центре качества образования. Сейчас в базе проекта «Учитель на замену» есть данные о более чем тысяче кандидатов.

Высокие результаты на олимпиадах и экзаменах

Если с онлайн-обучением ситуация прояснилась достаточно быстро, решить то вопросы, связанные с проведением олимпиад, было труднее. Некоторые турниры отложили до 2021 года. Однако переносы и ограничения не сказались на успехах школьников: на международных олимпиадах по физике, математике, информатике, биологии, химии, астрономии и астрофизике москвичи завоевали 10 золотых и семь серебряных медалей.

На VIII Национальном чемпионате WorldSkills Russia сборная Москвы получила 123 золотых, 47 серебряных и 13 бронзовых медалей и победила в общекомандном зачете, став абсолютным чемпионом. 39 колледжей столицы и Московский городской педагогический университет вошли в топ-100 лучших образовательных организаций России по версии WorldSkills Russia.

На национальном чемпионате профессионального мастерства людей с инвалидностью «Абилимпикс» команда Москвы занимает первое место уже пятый год подряд. Всего в 2020 году на этих соревнованиях сборная столицы завоевала 108 медалей.

400 баллов на ЕГЭ в пандемию — не проблема

Пандемия не помешала добиться высоких результатов и выпускникам московских школ, которые в непростом прошлом году сдавали ЕГЭ. Почти каждый второй из них в общей сложности по трем предметам набрал 250 и более баллов. 1928 экзаменационных работ были написаны на 100 баллов.

Более 7,3 тысячи учеников получили медали «За особые успехи в обучении» по итогам 2019/2020 учебного года. Ей награждают тех, кто занял призовые места на Всероссийской олимпиаде школьников, заработал максимальное количество баллов на ЕГЭ по одному из предметов или тех, кто получил «отлично» по всем предметам в школе и не менее 220 баллов по трем предметам на ЕГЭ.

Особенно отличился выпускник Бауманской инженерной школы № 1580, который сдавал экзамены по русскому языку, профильной математике, физике и информатике. Дмитрий Савичев набрал 400 баллов по итогу всех четырех экзаменов. Еще один выпускник этой школы Юрий Петряев набрал 397 баллов. Столько же баллов набрала выпускница школы №1568 Вера Цуркис. Более 560 выпускников набрали свыше 370 баллов по четырем предметам. Высокие результаты позволили им с легкостью поступить в престижные университеты.

Ребятам помладше тоже есть чем похвастаться. Московские четвероклассники по итогам международного исследования TIMSS 2019 стали первыми в мире в естествознании, а по математике они входят в пятерку лидеров. Ученики восьмых классов заняли четвертое место по естествознанию и шестое — по математике.

Атомные и курчатовские классы

Уже более пяти лет в Москве развивается масштабный проект по предпрофессиональному образованию. Благодаря ему дети могут получать знания в соответствии с их интересами и планами на будущее.

В 2020/2021 учебном году в предпрофессиональных классах обучается более 45 тысяч старшеклассников. Это на 10 тысяч больше, чем годом ранее. Школ с ИТ-классами стало почти в два раза больше — 67, академические классы открыты в 28 школах, инженерные — в 117, медицинские — в 75, а кадетские — в 249.

В 2020 году открыли новые направления предпрофессиональных классов. В сотрудничестве с Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в шести школах созданы атомные классы — одно из направлений инженерных классов. В них готовят специалистов в области ядерных технологий, которые используются в энергетике, медицине и научной работе.

Отдельная специализация инженерных классов — курчатовские классы. Они открылись в пяти школах столицы. Научная база и технологические ресурсы Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» помогут подготовить будущих ученых в области физики элементарных частиц и высокотехнологичной медицины.

В 10 школах появились предпринимательские классы — одно из направлений академических классов, разработанное совместно с Российским экономическим университетом имени Г.В. Плеханова. Там ребят учат навыкам разработки и реализации предпринимательских идей. В 24 московских школах открылись педагогические классы, где готовят будущих специалистов по социальным и образовательным направлениям.

В 2021 году запланировано открытие медиаклассов для подготовки будущих журналистов.

При отборе учеников в атомные, курчатовские и предпринимательские классы учитывают высокие показатели независимых диагностик, победы на олимпиадах, конкурсах, чемпионатах и соревнованиях.

Новые школы

Несмотря на то что почти все учебные заведения в 2020 году перешли на онлайн-обучение, потребность в новых зданиях школ осталась — рано или поздно пандемия закончится и дети вновь сядут за парты.

В 2020 году инфраструктура города пополнилась 23 детскими садами и 10 школами. Среди крупнейших объектов — новый корпус школы № 338 имени А.Ф. Авдеева на 1,1 тысячи мест в поселке Коммунарка. В нем расположилось 44 учебных кабинета, четыре мастерские и 22 специализированных кабинета. Все школьное пространство организовано по принципу безбарьерной среды.

Долгожданное открытие состоялось в поселении Сосенском 1 сентября. Здесь начала работу школа № 2070 — это настоящий образовательный комплекс, в который входит еще три школы и шесть детских садов.

В районе Северный в сентябре открыли новый корпус школы № 2044 на 900 мест. Эта самая большая школа в районе оснащена всем необходимым. В ней есть актовый зал, два спортивных зала и библиотека. Кабинеты оборудованы современной техникой.

Поделитесь с друзьями:

Мой район