Международная группа под руководством исследователей из Национального центра научных исследований во Франции и Университетского колледжа в Лондоне обнаружила, что люди лучше ориентируются в среде, схожей с той, где они выросли. Для этого пришлось задействовать данные о 397 162 людях из 38 стран, которые играли в Sea Hero Quest — специальной мобильной игрой, в которой нужно ориентироваться на лодке в поисках морских обитателей:
Игроки изначально получают карту с указанием места старта и расположения нескольких контрольных точек, которые они должны найти в определенном порядке. Исследователи использовали данные только тех игроков, которые прошли минимум одиннадцать уровней игры, чтобы получить достоверную оценку способности к пространственной навигации.
Чтобы изучить любые различия в способности к пространственной навигации, исследователи разработали метрику, определяющую сложность планировки города. Они рассчитали случайность уличной сети (СУС) крупнейших городов в 38 странах, откуда были получены данные участников.
Города, похожие на сетку (например, Чикаго), имеют небольшую СУС, в то время как более органично разросшиеся города (например, Прага) имеют более высокую СУС.
Взросление в городах с низкой СУС было связано с улучшением показателей на уровнях с более ровной и спокойной планировкой. Испытуемые, выросшие за пределами городов или в городах с более высокой СУС, наоборот, лучше ориентировались на более случайных уровнях игры.
Это подтверждает влияние окружающей среды на человеческое познание в глобальном масштабе и подчеркивает важность городского дизайна для человеческого познания и работы мозга, — добавляют исследователи.
Обычно люди стараются свести к минимуму количество улиц и поворотов при передвижении. Навигация по улицам со сложной планировкой (особенно для, скажем, гостей города) требует более тщательного отслеживания направления к цели из-за разнообразия ландшафта, использования пространственной или проспективной памяти для запоминания названий улиц и предстоящих поворотов.
По мнению исследователей, постоянная необходимость решать эти когнитивные задачи повышает потенциал нейронных систем, лежащих в основе ориентации, проспективной памяти и планирования, разделяя людей на две обособленные группы. Это не хорошо и не плохо — такое знание просто подводит нас на один шаг ближе к тому, чтобы понять, почему некоторые люди намного лучше ориентируются в той или иной ситуации.