Почему все ненавидят голосовые сообщения

Некоторых очень раздражают голосовые сообщения, кто-то только ими и общается. Почему мы так неоднозначно относимся к этому формату общения? Комментарий Константина Глазкова, одного из авторов телеграм-канала WrongTech, в котором он с коллегами объясняет, как технологии влияют на нашу жизнь и культуру.

Очевидно, голосовые сообщения — это способ коммуникации, к которому еще не все успели привыкнуть. Опрос показывает почти симметричную картину: половина пользователей нейтральна к голосовым сообщениям, четверть записывает (отметим, что это не означает положительного отношения) и четверть респондентов относится негативно.

Интересно, что распределение ответов между Питером и Москвой совпадает, а вот по показателю пола можно заметить, что женщины чаще пользуются голосовыми сообщениями, чем мужчины. Получается, что к этому способу общения мы относимся достаточно прохладно. Давайте попробуем понять, почему так происходит.

Вероятнее всего это связано с отсутствием этикета, а именно правил, которые бы подсказывали, когда уместно отправлять голосовое сообщение, а когда нет. Ведь любая форма коммуникации подразумевает наличие часто негласных, но правил. Мы пройдемся по способам коммуникации, на которые похожи голосовые сообщения и постараемся понять, что это за зверь такой и как себя с ним вести.

Пожалуй, больше всего голосовое сообщение похоже на звонок по телефону. Единственная разница в том, что это общение не подразумевает одновременное вовлечение двух собеседников. Телефонный звонок принято начинать вопросом « можешь говорить?» или «есть минутка?». Другими словами, с помощью мобильного телефона в любой момент можно выцепить нужного нам человека, и скорее всего он будет вынужден нам ответить (об этом мы планируем поговорить в следующей заметке про рингтоны и беззвучный режим). Согласитесь, это не всегда вежливо. Поэтому со временем сформировался этикет, который обязывает нас выбирать правильное время для звонка, а в начале беседы уточнять, не отвлекаешь ли ты собеседника от важных дел и может ли она/он говорить.

Вероятнее всего вы пользуетесь телефоном, чтобы писать сообщения или читать с экрана, но изначально мобильные телефоны не предполагали обмена визуальной информацией и текстовыми сообщениями. На заре появления сотовых для обмена текстовыми сообщениями существовали пейджеры. Технология SMS (дословно: служба коротких сообщений) появилась позже и не вызывала энтузиазма у инвесторов и операторов. Действительно, зачем оставлять текстовые сообщения, когда основная фишка твоего устройства — это звонки? И все же технология SMS вошла в стандарт сотовой связи.

К слову, первое сообщение в 1992 году отправил инженер-разработчик SMS: он поздравил с новым годом своего друга. Со временем «побочную» технологию обмена смсками стали использовать так же часто, как и звонки — если не чаще. Людям понравилось переписываться — несмотря на то, что у них была возможность позвонить друг другу. Пытаясь объяснить этот парадокс, итальянский философ, автор прекрасной книги про историю мобильных телефонов «Где ты» (в честь самого популярного SMS), Маурицио Феррарис указывает на то, что мобильный телефон — это в первую очередь устройство для письма. Именно тексты позволяют придать значимость тому, о чем мы разговариваем. Думаю, многие из нас сталкивались с тем, что если не написать время и место встречи, то велика вероятность, что встреча либо не состоится, либо придется мучительно прояснять ее детали по ходу.

Возможно, вы помните, что в относительно старых американских фильмах герои часто оставляют друг другу сообщения на автоответчик. В России эта практика не так популярна. Однако голосовые сообщения как будто близкие родственники с автоответчиком. На самом деле автоответчики — это «костыли» стационарной телефонной связи: люди звонят скорее куда-то, а не кому-то. Не застав нужного человека, звонящий оставлял метку, чтобы тот перезвонил ему. Общение через автоответчик скорее просто информирует того, кто сейчас отсутствует на месте. Голосовые же сообщения как правило мобильны и гораздо больше, чем просто информативны.

Что же делать в ситуации, когда хочется поболтать, но не хочется сталкиваться с теми ограничениями, которые на нас накладывают тексты и звонки? Правильно — записывать и отправлять голосовые сообщения! Голосовые сообщения позволяют общаться даже на очень важные темы и при этом не вглядываться в экран в поиске нужных символов. Некоторые используют их и вовсе за рулем или на ходу.

Получается, что голосовые сообщения проще записывать, но вот слушать их сложнее. Многое из того, что наговорил собеседник, теряется, прослушивается без должного внимания, мимоходом. К тому же для прослушивания сообщения нужны определенные условия — скажем, сделать это в метро без наушников или на важном совещании вряд ли получится. Кроме того, найти голосовое сообщение по ключевому слову не получится, ведь мессенджеры не индексируют их содержимое.

Со временем обязательно выработаются негласные правила голосовых сообщений. А пока мы используем голосовые сообщения по-всякому: и для сугубо личных историй, и по работе, и в тех ситуациях, когда попросту заняты руки. Следующий шаг, который мы уже наблюдаем, это появление функции  расшифровки записанных голосовых сообщений. Однако и тут нас ждут подводные камни в виде существенных различий между устной и письменной культурой общения, что только интереснее наблюдать и изучать. А пока давайте экспериментировать с форматами и наслаждаться возможностями общения так, как нам удобно.