Собянин рассказал о создании крупного ТПУ на базе платформы Каланчёвская

Реконструкция позволит увеличить пропускную способность станции и участка в целом, а также создать комфортные условия для пересадки пассажиров на МЦД, метро и наземный транспорт.

Реконструкция участка железной дороги между станциями Каланчевская и Курская — один из крупнейших и сложных проектов модернизации железнодорожной инфраструктуры, который сегодня реализуется в Москве. Об этом Сергей Собянин сказал, осматривая работы по реконструкции железнодорожной инфраструктуры на участке Москва-Каланчевская — Москва-Пассажирская-Курская Московской железной дороги (МЖД).

Сконцентрировались все ресурсы, возможности — инвестиционные, проектные, финансовые — для того, чтобы ускорить реконструкцию участка между Каланчевской и Курским вокзалом. Это позволит в два раза увеличить интенсивность движения поездов —МЦД-2 и запустить МЦД-4», — отметил Сергей Собянин.

Работы на участке железной дороги, по его словам, продлятся до начала 2023 года, хотя по существующим нормативам реконструкция должна была бы завершиться только к 2025 году.

Железнодорожная инфраструктура города, Московского региона, центрального транспортного узла является ключевой, для того чтобы обеспечить нормальную жизнь города, горожан, нормальный проезд до дома и до работы», — добавил Сергей Собянин.

Комфортные пересадки и увеличение пропускной способности

В рамках проекта между Каланчевской и Курской предстоит реконструировать два существующих железнодорожных пути (первый и второй), а также построить третий и четвертый главные пути. В общей сложности будет уложено 16,5 километра новых путей.

Участок Каланчевская — Курская — самый тяжелый, потому что движение поездов не прекращается. Люди пользуются нашей инфраструктурой, пользуются железнодорожным транспортом. Мы ведем масштабнейшие работы по реконструкции. Мы видим сейчас два пути, после реконструкции будет четыре», — сказал Олег Тони, заместитель генерального директора ОАО «РЖД».

Станция Каланчевская фактически будет построена заново, она станет крупным транспортным узлом: пассажиры смогут делать пересадки между станциями МЦД-2, МЦД-4, станцией метро «Комсомольская», а также выходить сразу к трем вокзалам — Ленинградскому, Ярославскому и Казанскому.

Время пересадки для пассажиров с этих вокзалов на станцию Каланчевская сократится в два раза. Площадь навесов на станции увеличится с пяти почти до ста процентов. На новых платформах появятся новые информационные стелы и табло с современным светодиодным освещением. Будет построен подземный вестибюль с кассовыми павильонами, туалетами, эскалаторами и лифтами для маломобильных граждан.

Кроме того, по проекту будет построено три железнодорожных путепровода на Комсомольской площади и пешеходный переход в Хомутовском тупике, реконструировано три втомобильных путепровода на улицах Новой Басманной, Старой Басманной и Казакова, а также будут возведены подпорные стены общей протяженностью 1,86 километра.

Сейчас на стройке работают 500 человек.

Все, естественно, исполняют распоряжения Роспотребнадзора. Все пользуются индивидуальными средствами защиты. За этим следят и бригадиры, и прорабы», — сообщил Олег Тони.

В настоящее время строительная готовность участка составляет 23 процента.

После реконструкции пропускная способность участка Калачевская — Курская увеличится с 178 до 353 пар поездов в сутки. Это позволит сократить минимальный интервал движения поездов с шести до 2,5 минуты, а также организовать движение поездов МЦД-4 «Киевско-Горьковский». Количество пассажирских мест будет увеличено в 2,5 раза — с 706 тысяч до 1,8 миллиона в сутки.

Как проходила реконструкция

В начале 2020 года были завершены подготовительные работы и подрядные организации приступили к активной фазе реконструкции. Началось строительство новых главных путей, реконструкция автомобильного путепровода на улице Казакова, а также станции Каланчевская.

На время проведения работ для пассажиров построены временная платформа и пешеходный мост. В дальнейшем по одному из новых путей будет временно организовано движение поездов в реверсивном режиме, что позволит провести реконструкцию существующих путей.

Работы на участке проводятся без прекращения движения поездов. Они выполняются по специальному графику в технологические окна, по выходным дням. После введения режима самоизоляции на фоне сильного сокращения пассажиропотока восьмичасовые технологические окна были выделены и в будние дни вне часов пик. Это позволит сократить сроки проведения работ на участке Каланчевская — Курская на полгода — они завершатся не в сентябре, а в начале 2023 года.

Работа с ОАО «РЖД» по дальнейшему сокращению сроков проведения работ продолжается. К этому времени будет открыт новый вестибюль станции Каланчевская и обновлена прилегающая улично-дорожная сеть. При этом будет сохранен сложившийся архитектурный облик транспортных объектов, имеющих историческую ценность, в том числе облицовка устоев и опор путепроводов на Комсомольской площади.

Меньше шума: как город заботится о комфорте жителей

Рядом с участком Каланчевская — Курская находится множество жилых зданий, поэтому важной задачей реконструкции стало снижение негативного воздействия железнодорожного транспорта на соседние дома.

Мы будем использовать виброгасящие маты, бесстыковой путь, появятся шумоизоляционные экраны», — уточнил Олег Тони.

Ожидается, что после завершения работ уровень шума снизится более чем на 40 процентов. Для этого запланированы создание 1,86 километра подпорных стен, установка шумозащитных экранов, укладка бесстыковых путей на специальном основании с виброизолирующими подбалластными матами и замена окон в окружающих жилых домах на шумоизоляционные.

Кроме того, до конца года старые поезда на МЦД-1 и МЦД-2 планируется заменить на современные, с пониженным уровнем шума. Всего до конца года для обслуживания МЦД придет еще 469 вагонов. Это новейшие поезда с увеличенным на 15 процентов количеством посадочных мест, современными системами кондиционирования и очистки воздуха.

МЦД-2 «Курско-Рижский»

Движение по первым Московским центральным диаметрам было открыто 21 ноября 2019 года. К 6 марта 2020 года пассажиропоток на двух линиях достиг рекордной цифры — было совершено 568 тысяч поездок. Это на 15 процентов больше, чем годом ранее. Но во время пандемии пассажиропоток МЦД снизился до 69 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

На МЦД-2 «Курско-Рижский» протяженностью 80 километров расположено 34 станции. С 11 остановочных пунктов можно сделать пересадки на станции метро и МЦК. Время в пути по всему МЦД-2 составляет около 122 минут.

К 2024 году число остановок вырастет до 38, а количество пересадок — до 15. На линии появятся станции Котляково, Курьяново, Печатники, Марьина Роща и Щукинская (вместо станции Покровское-Стрешнево).

На первом этапе эксплуатации МЦД-2 обслуживают 11 одиннадцатвагонных поездов «Иволга» и два 10-вагонных поезда «Ласточка» — они курсируют вместе с обычными пригородными электричками. Интервал движения составляет шесть-семь минут в часы пик. Всего создано более 1,7 миллиона пассажирских мест в сутки, из них 635 тысяч — в часы пик.

На МЦД в Москве действуют те же виды билетов, записываемые на карту «Тройка», что и на других видах городского транспорта, а пересесть на метро и МЦК в течение 60 минут можно бесплатно.

Второй диаметр улучшил транспортное обслуживание жителей подмосковных Нахабина, Красногорска, Подольска и других близлежащих населенных пунктов. Добираться до центра города стало удобнее жителям порядка 30 московских районов.

В результате открытия МЦД-2 на 12 процентов снизилась нагрузка на северный участок Серпуховско-Тимирязевской ветки, западный участок Арбатско-Покровской, юго-восточный и западный участки Таганско-Краснопресненской, южный участок Замоскворецкой, северный участок Калужско-Рижской линии метро.

Организация тактового движения на МЦД-2 потребовала комплекса работ по обновлению путей и транспортной инфраструктуры.

Еще до открытия МЦД-2, в 2018–2019 годах, были реконструированы третий и четвертый главные пути на участке Царицыно — Подольск, что позволило увеличить количество пригородных поездов на 40 пар (прибавка на 48 процентов), в том числе пустить 19 дополнительных пар ускоренных пригородных поездов на данном участке.

Обеспечена интеграция Курского и Рижского направлений с Московским центральным кольцом: построен современный остановочный пункт Новохохловская и реконструирована платформа Стрешнево (Ленинградская). Для пассажиров обеспечена пересадка по принципу «сухие ноги». Были открыты новые остановочные пункты Волоколамская, Пенягино и Остафьево. В 2020 году завершена реконструкция остановочного пункта Опалиха.

В настоящее время идет реконструкция путей на участке Каланчевская — Курская, а также строительство остановочных пунктов Курьяново, Щукинская, Печатники, реконструкция станций Подольск и Нахабино. Завершается проектирование конкорса на станции Щербинка.

Помимо комфортных платформ с навесами на всю длину на новых и реконструируемых остановочных пунктах, строятся надземные крытые либо подземные вестибюли, обеспечивающие выход пассажиров на обе стороны от железной дороги.

МЦД-4 «Киевско-Горьковский»

Общая протяженность МЦД-4 «Киевско-Горьковский» составит 86 километров, на нем будет 39 станций. Конечными диаметра станут Апрелевка Киевского направления и Железнодорожная Горьковского направления МЖД. С 18 остановочных пунктов можно будет сделать пересадки на станции метро, МЦК и МЦД.

Открытие МЦД-4 улучшит транспортное обслуживание 23 районов Москвы с населением более 2,5 миллиона человек. Добираться до столицы станет удобнее жителям подмосковных Апрелевки, Реутова, Балашихи, в том числе Железнодорожного и других близлежащих населенных пунктов.