Валерий Щербинин: «Нужно всегда помнить: ты принимаешь решения, от которых зависят здоровье и жизнь пациента»
Старший фельдшер по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А. С. Пучкова. Отмечен благодарностью Мэра Москвы.
В скорой помощи я с 2011 года. Сначала работал в выездной бригаде, с 2015 года — на подстанции старшим фельдшером, а с 2017-го — в отделе медицинской эвакуации. Но при этом я не бросаю выезды — постоянно работаю по совместительству на полставки выездным фельдшером. Потому что профессиональный азарт и желание помогать не проходят. К тому же всегда бывают интересные случаи.
Например, однажды в ДТП с большим количеством пострадавших пришлось спасать молодого человека, которого зажало в автомобиле. К нему фактически невозможно было подобраться: ноги у него оказались на водительском сиденье под рулем, а сам он сидел на пассажирском месте. При этом у него были множественные травмы — из-за этого нельзя было подобраться сбоку. Чтобы выполнить необходимые манипуляции, мне пришлось залезть в покореженный автомобиль через разбитое лобовое стекло — ни одна дверь не открывалась. Уже в салоне, согнувшись в три погибели, я поставил ему в вену катетер. Вместе с напарником, который подавал мне все необходимое, получилось подготовить пациента, пока на место ехала бригада спасателей. К моменту их прибытия пациент уже получил обезболивающее, был иммобилизованный и с капельницей. Пострадавшего извлекли из машины и доставили в Институт Склифосовского. Насколько мне известно, там ему сделали несколько операций. У него были травмы грудной клетки и живота, перелом бедра, перелом плеча, но мы и хирурги его спасли.
В работе врачей скорой крайне важна оперативность, быстрота мышления. Ты принимаешь решение, от которого зависит здоровье и — в некоторых ситуациях — жизнь пациента. Это безумная ответственность, но это и вызывает интерес. Еще мне нравится работать с молодыми сотрудниками, которых можно чему-то научить (например, как работать с аппаратурой). Мои основные акценты в работе — медицинская аппаратура и базовая сердечно-легочная реанимация. Мне это интересно, и я обучался по этому профилю дополнительно: занимался, посещал семинары, читал статьи и так далее.
С начала моей работы в скорой помощи произошел значительный скачок в плане оснащения машин оборудованием, начиная от обновления автопарка и заканчивая инструментами. Оно коснулось всех бригад. Например, теперь у нас есть оптико-волоконные светодиодные клинки для ларингоскопов (устройства для проведения интубации трахеи). Они гораздо легче и удобнее, а еще они одноразовые, поэтому нет проблем с дезинфекцией.
Кроме того, у нас появились современные многофункциональные дефибрилляторы, которые облегчают работу, позволяют осуществлять непрерывный мониторинг изменений. Электроды приклеиваются к коже, что тоже очень удобно. Кроме того, появились системы «Автопульс», которые позволяют выполнять автоматические компрессии вместо ручных, то есть закрытый массаж сердца пациента производит аппарат. Благодаря этому освобождаются руки второго специалиста — можно проводить больше манипуляций, и все получается гораздо оперативнее.
Еще одно полезное нововведение — аппарат искусственной вентиляции легких с несколькими новыми функциями. Он не нуждается в кислородном баллоне и вентилирует легкие как транспортный аппарат — грубо говоря, воздухом. На мой взгляд, это очень хорошая вещь, особенно для скорой помощи. Еще порадовали кардиографы с мониторами и Wi-Fi-передатчиками электрокардиограммы врачам на кардиологический пост оперативного отдела. Кардиограммы отправляются мгновенно, и их тут же считывает кардиолог — он может перезвонить буквально в течение минуты либо прислать расшифровку.
Очень хотелось бы, чтобы люди научились вовремя посещать врачей и не доводить себя до критических нарушений здоровья. К сожалению, это очень распространенная ситуация: целый месяц у человека что-то болит, он ждет, когда пройдет и не обращается к медикам. Если вы чувствуете себя неважно, лучше вовремя обратиться в поликлинику или вызвать врача на дом! А если пришлось вызвать скорую — максимально подробно отвечать на вопросы, которые вам задают врачи бригады. Имеющиеся у бригады данные из системы ЕМИАС полезно будет дополнить какой-либо документацией, которая поможет более досконально собрать анамнез. Сейчас это особенно актуально, когда врачей вызывают детям. Например, чтобы понимать, привит ребенок или нет. Это очень помогает врачам в работе.
Максим Шулешко: «Главный принцип — кто, если не ты?»
Старший фельдшер по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А. С. Пучкова. Отмечен благодарностью Мэра Москвы.
Мой стаж работы в скорой помощи — 18 лет. В медицину я пошел, как ни странно, из-за здоровья: после школы хотел поступать в театральное училище, но на медкомиссии меня забраковали по состоянию здоровья: диагностировали бронхиальную астму и сказали, что мне нужны стерильные условия. Медицина оказалась лучшим вариантом — в конце концов, работая врачом, человек с астмой будет сам у себя под присмотром. И я поступил в медицинское училище.
Поначалу вообще не понимал, зачем мне это, боялся крови, болезней, катастроф — казалось, что это все абсолютно не мое. Но на втором курсе училища, когда у нас началась практика, я попал в отделение реанимации к тяжелым больным, и оказалось, что мне это интересно. Процедуры, инъекции и так далее — мне захотелось научиться это делать. Я понял, что могу быть полезен людям.
Вскоре благодаря службе занятости студентов-медиков я стал работать санитаром в больнице. Я попал в типичную атмосферу приемного отделения, когда нескончаемый поток бригад возит, и возит, и возит пациентов. И если слышен звук сирены, значит, тяжелый пациент, все наготове, и врачи начинают оказывать помощь прямо на месте.
Я знакомился с работниками бригад скорой, общался, и меня начала еще больше интересовать именно экстренная медицина. Коллеги рассказывали, как и что происходило на вызовах — ДТП, какая-то экстремальная ситуация, тяжелая травма и так далее. Спустя год бригады стали брать меня с собой на вызовы, и тогда я понял, что это служба для меня, что я хочу здесь работать. После окончания медицинского училища, буквально на следующий день, я пришел на станцию скорой помощи и трудоустроился. Помню даже дату своего первого дежурства — 3 августа 2001 года.
Обычно специалисты очень быстро, буквально в течение нескольких месяцев, понимают, смогут они работать в скорой помощи или нет. Для кого-то это очень тяжело — сутками не вылезать из машины, постоянно контактировать с новыми людьми с самыми разными жалобами. Одни пациенты кричат, другие плачут — в общем, для многих это нестерпимая атмосфера. Для меня это вторая жизнь, вторая семья — уже 18 лет я езжу не из дома на работу, а из дома — домой. В нашем деле важно всегда напоминать себе: кто, если не ты? Нужно быть уверенным в том, что ты здесь нужен, тебя здесь реально ждут — и коллеги, и пациенты. Пока ты это осознаешь, ты работаешь с удовольствием. И я точно знаю, что я здесь нужен.
По сравнению с началом нулевых, когда я только начинал работать на скорой, сейчас мы располагаем колоссальными возможностями. В первые годы моей работы для того, чтобы снять электрокардиограмму пациента, нужно было вызывать специализированную бригаду — электрокардиографами были оснащены только они. Поэтому если специализированная бригада была на вызове, то еще нужно было ее подождать. А сейчас любая приехавшая на вызов бригада в любой ситуации всего через несколько минут получает на планшет ответ от врача-кардиолога, который работает дистанционно.
Мне иногда кажется, что я работал в совсем другой организации, если сравнивать технические возможности. Теперь мы идем не то что в ногу со временем, а даже немножечко впереди. Если бы пациенты знали о наших возможностях в деталях, то никто бы из них даже и в поликлинику бы не ходил — сразу вызывали бы нас. Мы можем практически все: от глюкометрии (измерения уровня сахара в крови пациента) до закрытого массажа сердца с помощью автопульса. И это далеко не все. Как только что-то новое появляется в сфере медицины — оно у нас есть.
Ольга Логвинова: «Наши медики постоянно осваивают новые технологии»
Заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А. С Пучкова. Награждена почетной грамотой Правительства Москвы.
На станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А. С. Пучкова я работаю с 2008 года. В мои обязанности входит все, что касается работы среднего медицинского персонала. Это и вопросы подготовки кадров, начиная с обучения в медицинских колледжах, и прием на работу молодых специалистов, и взаимодействие с образовательными учреждениями Департамента здравоохранения, и повышение квалификации, и различные виды обучения персонала. Я курирую всю систему нашей образовательной деятельности, внутреннее обучение персонала, работу медицинского психолога, совета фельдшеров, молодежного совета станции.
Особенности работы и врачей скорой помощи, и фельдшеров в том, что они должны очень быстро принимать решение на месте, незамедлительно, и при этом они несут за него ответственность. Оперативно принимать решения, ставить диагнозы, назначать лечение — это и самое сложное, и самое важное в их работе.
За последние несколько лет очень поменялась система обучения медицинского персонала. Раньше был стандарт: один раз в пять лет врач или фельдшер проходил курсы повышения квалификации и получал сертификат специалиста. Сейчас, безусловно, изменилось все, поскольку появились новые образовательные возможности. Теперь мы, как организация, осуществляющая образовательную деятельность, можем реализовать любую образовательную программу, которая необходима специалистам.
У нас существует три направления подготовки специалистов. Первое — это классические курсы повышения квалификации. Один раз в пять лет врачи и фельдшеры направляются на курсы повышения квалификации в образовательные учреждения и получают сертификаты специалиста. Второе — это система непрерывного медицинского образования. Чтобы соответствовать современным требованиям, мы в 2017 году получили лицензию на образовательную деятельность. Наши врачи ежегодно проходят обучение по дополнительным образовательным программам в системе непрерывного образования, разработанным в учебно-организационном отделе.
К базовым курсам относится сердечно-легочная реанимация, помощь при травмах, комах и так далее. А дальше мы уже отталкиваемся от образовательных потребностей персонала и создаем расширенные программы. Например, у врачей, которые работают с кардиопультом, был запрос — научиться расшифровке кардиограмм детей. И мы организовали такой проект совместно с детской городской клинической больницей имени З. А. Башляевой. Отдельный курс, преподаваемый в медицинском симуляционном центре Боткинской больницы, посвящен ультразвуковой диагностике в ургентных состояниях. В целом все, что необходимо нашим сотрудникам в плане обучения, мы можем реализовать благодаря образовательным возможностям города.
Третье — наша собственная система перманентного обучения, которая существует уже на протяжении долгих лет. С этого года мы перевели теоретическое обучение в виртуальный формат: у нас есть образовательный портал станции, где для каждого сотрудника составлен определенный план. Там же они проходят обучение и потом сдают зачеты на подстанциях, отрабатывая практические навыки. Сегодня у медицинского персонала есть возможность учиться дистанционно. Например, даже по дороге на работу врачи могут послушать и почитать лекции наших специалистов. Поэтому сотрудники все время чему-нибудь учатся. И это правильно, потому что специалист, который работает в здравоохранении, должен постоянно совершенствовать свои навыки и получать новые знания.
У нас есть современные манекены-тренажеры, на станции работает симуляционный центр, в котором смоделирован автомобиль скорой медицинской помощи — в этих условиях врачи могут отрабатывать практические навыки. Мы можем смоделировать любую клиническую ситуацию на симуляторах, у нас есть даже родовспомогательные тренажеры. Планируется, что в следующем году такие симуляционные центры будут работать в каждом региональном объединении.
Мы тесно сотрудничаем со всеми колледжами Департамента здравоохранения, которые осуществляют подготовку фельдшеров, и стараемся, чтобы они выбирали нашу службу уже с самого начала обучения. Мы организуем для начинающих специалистов экскурсии на подстанции и в оперативный отдел, и они всегда относятся к этому с восторгом — в этом возрасте им очень хочется спасать людей. Мы также проводим для них все виды практик. Многие наши сотрудники преподают в медицинских колледжах профессиональные дисциплины — диагностические и лечебные модули. Поэтому ежегодно мы принимаем на работу более 200 молодых специалистов — фельдшеров и медсестер. Об этом сообщает "Рамблер".