Физика переживает кризис. В течение последнего столетия (или около того) мы объясняли Вселенную с помощью двух чрезвычайно успешных общих физических теорий: относительности и квантовой механики.
Квантовая механика описывает, как все работает в крошечном мире частиц. Общая теория относительности делает мир четырёхмерным и привязывает всё к «деформации пространства-времени».
Обе теории работают очень хорошо сами по себе, но считается, что они противоречат друг другу. Сам Альберт Эйнштейн (автор Общей теории относительности) до конца жизни был занят работой над теорией, которая объединила бы квантовую механику и гравитацию. К сожалению, у него ничего толкового так и не получилось, и сегодня многие учёные в целом согласны с тем, что обе теории должны быть заменены новой, более общей теорией.
Одним из перспективных кандидатов на замену явялется петлевая квантовая гравитация. Она предполагает, что ткань пространства и времени состоит из сети чрезвычайно маленьких фрагментов — петель. Когда эти петли переплетаются между собой, они образуют элементарные частицы. Те, в свою очередь, образуют всё остальное.
При этом время как таковое практически не участвует в расчётах — у каждой петли оно своё, внутреннее. Сама сеть из петель не способна иметь одно и то же время. К счастью, эта теория не единственная, которая исключает время: ряд других подходов также устраняет его как фундаментальный аспект реальности.
Предположим, что эти теории окажутся верными. Следует ли из этого, что времени не существует?
Если время не является фундаментальным свойством Вселенной, оно все же может «возникнуть» из чего-то другого. Почему? Потому что мы предполагаем, что такие вещи существуют на более высоком уровне, чем тот, который описывает физика.
Вся наша жизнь построена вокруг времени. Мы планируем будущее в свете того, что мы знаем о прошлом. Мы возлагаем на людей моральную ответственность за их прошлые поступки, и, в зависимости от репутации, принимаем какие-либо решения.
Но даже если теория петлевой квантовой гравитации окажется верной, то в бытовом плане для нас мало что поменяется. День всё так же будет сменяться ночью, поездки в метро не станут короче, а любимый сериал не выйдет раньше положенного — просто физикам станет немного яснее, как работает мир и что нас ждёт в будущем.