Пять серьёзных вопросов к аниме: филлеры, манга и три кадра в секунду

Не любить аниме всегда модно, потому что это низкий жанр, «японские мультики» и вообще там ничего не понятно. Попробую разобраться, что мешает людям полюбить японскую анимацию.  Верю, что вы не оперируете тезисами «аниме для дурачков» или «комиксы — убожество», так что выбрала только реально обоснованные и интересные претензии к аниме.

НЕ ОЧЕНЬ-ТО КАЧЕСТВЕННО, ГДЕ МОИ 48К?

Опираясь на конспирологическую теорию про зомбирующий 25-й кадр, легко вычислить, что приятная нашему глазу частота картинок в кино и анимации — это 24 в секунду. Чтобы стало чуть менее понятно, такую скорость смены кадров назвали 1S.

Но буду откровенна: почти никто не рисует так много картинок. Потому что 12 кадров в секунду (или 2S) выглядят вполне симпатично, а если прибегнуть к мультяшным фишкам вроде удлинения или сплющивания предметов, можно вообще ужаться до 3S и 8 кадров в секунду. В общем, в 1S не рисуют даже Ghibli. В среднестатистическом аниме остается 2000-3000 кадров на 20-минутную серию. Чтобы не заставлять вас считать, это в 10 раз меньше, чем было при полноценном 1S-рисунке.

А теперь мир разделился на гуманитариев и тех, у кого математика не сошлась. Секрет в том, что даже 8 кадров в секунду получает далеко не каждый эпизод. Потому что в мире есть статичные фоны, глубокомысленно замирающие персонажи, частичная сменяемость кадров и много других моментов, когда можно схалтурить, закольцевать два кадра — и никто не заметит.

Да, это не пластилиновая или кукольная анимация, когда каждый кадр надо не просто нарисовать, но еще и слепить, переставить или переложить. И все же я не рискну говорить, что таким аниме, как «Твое имя», «Унесенные призраками» и даже какой-нибудь «Ванпанчмен» не достает красоты и качества рисунка.

ПОЧЕМУ ТАК МНОГО СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ?

Многие непосвещенные жалуются, что смотришь — и ничего не понятно. Откуда-то появляются новые персонажи, основной сюжет размазывается, повествование гуляет… Чаще всего это неспроста.

Природу и необходимость филлера проще всего объяснить на примере стандартного диплома. Представьте, что по требованиям университета должны написать 50 страниц 12 кеглем. А умные (и вообще любые) мысли закончились примерно на 5-й странице — и это с учетом титульного листа и содержания. Так вот, все то, чем вы будете занимать оставшиеся 45 листов диплома — это отборные филлеры. То есть, дополнения к основному сюжету, без которых вполне можно было бы выжить.

Хотя в аниме от филлеров пользы все же больше: они расставляют точки в незакрытых вопросах прошлого, рисуют характеры второстепенных персонажей, но самое главное — помогают переключиться с основного сюжета и битвы с мегабоссом на приятные мелочи, не влияющие на исход основных событий. А в некоторых случаях просто дарят много приятного глазу и душе фансервиса (про него еще поговорим).

На филлерах можно построить целый сериал, и все будут довольны. Как в «Секретных материалах», когда Малдер и Скалли бьются со всякими челмедведосвинами, пока инопланетяне мирно строят свои коварные планы.

И все же настоящие анимешники филлеры терпеть не могут, потому что они затягивают сюжет, размазывают слюни по телескопу и уводят от главного: сакральной манги-первоисточника (если таковая имеется).

Но без них было бы только три возможных варианта создавать аниме по манге:

  • делать огромные перерывы, как «Охотник на Охотника» (убило бы большинство сериалов);

  • уводить сюжет в другую сторону, как в «Токийском гуле» (очень трудно при этом не выбесить фанатов);

  • замедлить темп (в лучшем случае, за счет растянутых боев, как в «Dragon Ball Z», в худшем — за счет сокращения глав на серию, как в «Большом куше»).

Так что пусть лучше будут филлеры, их хотя бы можно скипнуть в случае необходимости.

МОЖЕТ, ЛУЧШЕ ТОГДА ПОЧИТАТЬ?

Плавно перетекаем из предыдущего вопроса к главному камню преткновения всех отаку: что лучше, аниме или манга. Естественно, чаще всего манга будет аутентичнее. Как минимум потому, что над ней трудятся режиссер, продюсер и сценарист, а автор изначальной идеи может выступать в роли бесправного консультанта. И даже если эта троица была достаточно нежной к исходникам, остается нюанс скорости передачи информации.

Манга всегда или медленнее, или заканчивается намного быстрее, чем хотелось бы создателям адаптации тайтла. Поэтому основную историю приходится бесконечно растягивать, расширяя подробностями, второстепенными персонажами и флэшбеками из прошлого — в общем, все теми же филлерами. В противном случае авторы бы захлебнулись в нытье на тему «когдааа второй сезон?», как было, например, с «Атакой титанов» в начале ее творческого пути. Ну и заработали бы сильно меньше, чем всем хотелось бы.

Оффтоп: в среднем, продажи любой (то есть, даже очень средненькой) манги вырастают на 30%, если по ней делают аниме.

Но на самом деле, все очень серьезно. Ни режиссер, ни сценаристы, ни спонсоры (а продактплейсмента в аниме чуть более, чем много) не могут по своей воле взять и изменить ход событий. За точностью передачи следит продакшн, который не дает сходить с тропы.

Экспертное мнение от режиссера «Токийского гуля» Сюхэй Морита, которое мы подсмотрели на Reddit:

«У нас был огромный запас идей, но, как мне казалось, большинство из них зарубались теми, кто выше меня, чтобы не уходить от оригинальной манги. Но я старался изо всех сил, и, честно говоря, ни о чем не жалею, учитывая свободу деятельности, которую мне давали. Всегда трудно добавлять элементы, которые отличают аниме от манги: цвет, музыка, озвучка и т. д. Это совершенно другой мир, поэтому я всегда стараюсь не просто копировать мангу».

ОК-ОК, А ВНЕШНЕ-ТО ОНИ ЧЕГО ТАКИЕ СТРАННЫЕ?

Совы все еще не то, чем кажутся. Вы видите просто девушку с ядрено красными волосами, а анимешник со стажем может с большой вероятностью предсказать ее поведение и характер. Рыжая — скорее всего яндере, психованная истеричка с навязчивыми идеями и иногда чрезмерной жестокостью. Но при этом почти наверняка горячая.

Коричневые волосы для японцев привычны, поэтому персонажи с таким цветом волос чаще всего предсказуемые, мягкие и всепрощающие, но без особых отклонений от нормы. А вот платиновый блонд вызывает у них трепет и восторг (ну еще бы: попробуй обесцветить японские волосы до такого состояния), поэтому подавляющее большинство беловолосых персонажей очень загадочные, таинственные, с непостижимой суперсилой и внутренним миром размером с Монголию.

Жаль, в реальном мире все не так однозначно, было бы намного проще контактировать с людьми. Та же история с большими глазами, которые подарил аниме Осаму Тэдзука в одном из первых аниме «Астробой». Вдохновившись, кстати, работами Уолта Диснея.  

Но буду откровенна: масштабы проблемы сильно преувеличены, а огромные глазища свойственны далеко не всем персонажам. У скрытных или не очень добрых персонажей глаза обычно узкие или вообще прикрыты челкой, хитрые и подлизы часто оснащаются лисьим взглядом: раскосые и слегка прикрытые глаза. А вот стереотипные чаще всего бывают у добрых и романтичных персонажей с хорошей долей инфантильности в поведении (ну и у самих детей, что как раз довольно реалистично).

На самом деле, важен даже размер зрачка: если глаза большие, а зрачки — нет, перед вами, скорее всего, просто хороший и открытый парень (или девушка). А у стариков маленькими будут и сами глаза. 

Одежды, гримасы, аксессуары — во всем есть скрытый смысл, негласно распространяющийся на большинство аниме. Но не на все! Есть тайтлы, в которых пропорции персонажей максимально приближены к человеческим, та же «Идеальная грусть». Так что варианты есть, даже если против глаз у вас что-то личное!

РАЗВЕ АНИМЕ НЕ ПРОБИРАЕТСЯ ПРЯМО В МОЗГ, ЧТОБЫ ПОРАБОТИТЬ И ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ СМОТРЕТЬ?

Сложно спорить с бабушкой, которая уверена, что это из-за аниме вы получили тройку по истории в шестом классе и не едите суп в обед. Тем более, психологические приемчики в аниме правда есть. Например, темп. Как в музыке: чтобы разогнать кровь и мысли, а также лишить возможности выдыхать и тем более переключать на другой канал, темп будет в формате трека S.O.A.D. — Chop Suey. Это и роботы, и гонки, и схватка, и боевые покемоны — набрасывай, набрасывай! Правда, если пережать, эффект может получиться непредвиденным.

А если любовная линия, то аллегро меняем на адажио, замедляемся, выдыхаем, следим за диалогами и душевными страданиями. Главное не уплыть в полное скучнямбо.

Кстати, неспроста именно подростки и управляют боевыми роботами, и спасают города от метеоритов, и строят любовь (ну, тут без вопросов). Потому что это универсальный возраст главного героя: дети к нему стремятся, потому что в их сознании 30 лет — уже глубокая пенсия, сами подростки отождествляют себя с ним, а взрослые ностальгируют по временам, когда не было необходимости самостоятельно покупать соду и туалетную бумагу.

Еще один пример: фансервис. Можно сколько угодно биться за гендерную нейтральность, но мир не переделать: секс продает. Поэтому все эти микропланы из-под клетчатых юбок, панцу, неловкости, трепыхания и оголения никогда не перестанут работать. Для тех, кто все же постиг дзен или просто еще не вошел в пубертат, в этом пункте отлично работают красочные битвы, отсылки к другим произведениям и пасхалки.

В общем, вам не избежать аниме-зависимости, если подойти к нему с правильного тайтла. Потому что оно бывает абсолютно про все, умеет шутить одним фактом своего существования и даже собирало нас в детский садик.