Факт: наш мозг постоянно корректирует наши слова в зависимости от того, что мы слышим. Например, когда мы повышаем голос в громкой обстановке. Известно, что за это отвечает кора головного мозга: она же регулирует движения рта, губ и языка, формируя слова.
Но вот узнать, какая конкретно область коры головного мозга влияет на формирование слов, до недавнего времени было невозможно, и это значительно осложняло лечение проблем с речью и нейронных расстройств. К счастью, наука не стоит на месте: новое исследование выявило часть мозга, которая следит за тем, чтобы наши слова были правильно сформулированы.
Наше исследование впервые подтверждает важнейшую роль дорсальной прецентральной извилины в поддержании контроля над речью во время разговора и в обеспечении того, чтобы мы произносили слова так, как хотим, — нейробиолог Адин Флинкер, Нью-Йоркский университет.
Исследование показало, что верхняя височная извилина и супрамаргинальная извилина участвуют в исправлении ошибок в речи — обе области мозга были связаны с афазией, неспособностью понимать или производить язык. Однако дорсальная прецентральная извилина была доминирующей по активности, что позволяет предположить, что эта часть мозга стоит за нашим голосовым самоконтролем.
Интересен и сам ход опыта. Обычно доступ к мозгу невозможен, когда человек находится в сознании и разговаривает: это и создаёт пробелы в наших знаниях о том, какая часть мозга отвечает за речь. Но учёные нашли элегантное решение: во время запланированных перерывов в операциях пациентов просили произносить вслух слова и короткие предложения.
Пока они читали, им в наушники отправлялась их же речь. Во время эксперимента воспроизведение задерживалось на 50 миллисекунд, 100 миллисекунд, 200 миллисекунд или не задерживалось вовсе. Такая техника называется задержкой слуховой обратной связи и уже несколько десятилетий используется для имитации невнятной речи, чтобы проанализировать, как мозг адаптируется.
Планируется дальнейшее исследование механизмов обратной связи. Одним из потенциальных направлений для изучения является вопрос о том, отвечает ли дорсальная прецентральная извилина за понимание того, как должны звучать произносимые слова, и как произношение может отличаться.