«Матрица: Революция» не была идеальным завершением эпической научно-фантастической саги Вачовски, но со своей задачей она справилась. Фанаты считали, что попали в Матрицу в последний раз, когда Нео принес себя в жертву машинам. Однако в 2021 году состоялась премьера «Воскрешения», которая застала зрителей врасплох — особенно учитывая то, что многие нити трилогии уже были более или менее связаны.
В конце оригинальных фильмов у Нео было три варианта будущего. Он мог стоять в стороне, пока Машины безжалостно вели атаку на Зион. А мог установить мир путем уникальной ассимиляции. Но он выбрал совершенно иную развязку: он принёс себя в жертву Машинам, а они перезапустили Матрицу в седьмой раз.
Ставки были огромными, но концовка была лаконичной и сфокусированной на главной теме, которая лежала в основе трилогии — выборе.
Как Избранный, Нео нес огромную ответственность, но по ходу оригинальной трилогии стало ясно, что всем людям, знающим о Матрице, придется провести черту на песке против Машин, чтобы люди выжили. Поэтому «Революция» стала ярким представлением, показавшим сильный конфликт между свободой воли и конформизмом.
В «Воскрешении» последняя версия Матрицы все еще цела, Аналитик получил возможность жить, а Нео и Тринити лишь в конце фильма делают туманные замечания об изменении существующего ландшафта. Это отменяет почти все жертвы, принесенные Нео, Тринити и Морфеусом в оригинальной трилогии, и, кажется, оставляет все в очень подвешенном состоянии.
Неясно, будут ли Машины и дальше представлять угрозу и не маячит ли на горизонте очередная эпическая война, когда они снова попытаются поработить человечество.
Оригинальная трилогия доказала, что любой разум, обладающий самосознанием, должен сосуществовать на равных, чтобы поддерживать взаимовыгодную систему. Машины должны были позволить людям «проснуться» из капсул в «Матрице», если они не хотели, чтобы их система была демонтирована, как это было раньше.
«Воскрешение» отменяет ясную концовку своих предшественников, возвращая Нео, Тринити, Морфеуса и все их старые угрозы, фактически делая их жертвы бессмысленными. Позволяя таким персонажам, как Аналитик, жить или Смиту вернуться, «Воскрешение» отрицает существование баланса сил и системы контроля, не позволяющих сторонам вновь сцепиться.