Школа на экране: как для учителей прошла первая неделя дистанционного обучения

Школа интереснее компьютерной игры — такое возможно, если занятия проходят дистанционно на интерактивной платформе. Столичные учителя поделились мнением об удалённой работе и рассказали, почему ребята с нетерпением ждали окончания осенних каникул.

В московских школах прошла первая учебная неделя после двухнедельных каникул. Для учеников шестых — 11-х классов уроки проводят дистанционно с помощью «Московской электронной школы». О том, как прошла первая неделя после каникул, какие выводы сделали учителя и почему ребята увлечены учебой больше, чем компьютерными играми, читайте в материале mos.ru.

Виртуальный класс

С осени 2020-го «МЭШ» начала работать на сервисе внутренней конференц-связи. Учителя признают: это ускоряет и упрощает процесс. 

По словам учителя английского и немецкого языков школы № 760 имени А.П. Маресьева Ирины Ключенко, сейчас преподаватели и школьники входят в «МЭШ» через электронный журнал и дневник на сайте mos.ru. Затем они находят нужный урок в своем расписании, кликают на него и попадают в виртуальный класс. «Все очень четко», — считает педагог. 

Тем не менее в первый день занятий были некоторые сбои. 

Ирина Ключенко добавляет, что к третьему уроку все работало в штатном режиме.

Школьный тетрис

Всю неделю учителя и школьники тестировали обновленную версию «МЭШ». Теперь она еще больше, чем раньше, напоминает захватывающую игру. В этой системе можно переходить с одного уровня на другой, выбирать сценарии уроков, контрольные, практические задания, дополнительные материалы, читать книги, ставить ученикам оценки и многое другое. Новый справочник по школьным предметам — тематический каркас — позволяет быстрее находить нужные темы внутри каждого предмета. Школьники видят в своем дневнике, что уже пройдено, а что предстоит узнать. К тому же программа сама предлагает учебный контент в электронной библиотеке по теме урока.

Другие новинки «МЭШ» — это физические лаборатории «Оптика» и «Механика», технологическая — «Логитариум», виртуальный тренажер «Яндекс. Репетитор», помогающий закрепить свои знания по разным предметам или проверить себя перед ЕГЭ и ОГЭ, и голосовой помощник «Алиса», который расскажет об оценках, домашнем задании и расписании.

По словам Марии Аленькиной, система постоянно пополняется новыми сценариями уроков и вспомогательными материалами, которые напоминают различные пазлы, игры, например тетрис. Их составляют методисты и практикующие учителя, выкладывают в систему, после чего доступ к этим разработкам получают все столичные школы. Выполняя задания, дети сами, объединяя элементы, создают полноценную и понятную картину мира. 

«Стало больше видеопособий по русскому языку. Например, интерактивные таблицы, в которых дети ищут правильный ответ, переставляя виртуальные кирпичики. Они будто строят дом. Также появляются интересные упражнения по литературе — например, пятиклассники учатся соотносить литературных героев с названиями произведений, объединяя их стрелочками», — объясняет Мария Аленькина.

Ирина Ключенко сама пишет контент по иностранным языкам для «МЭШ». Сценарии уроков построены таким образом, что любой преподаватель сможет ими пользоваться даже без подготовки.

Покажите урок!

Учителя уверены: дети настолько увлечены компьютерной учебой, что не хотят пропускать ни одного занятия. Сидя дома, они не расслабляются, не ленятся, не отлынивают. Преподаватели рассказывают, что когда начинается виртуальный урок и включается электронная доска, ребята забывают об играх. И даже сами просят, чтобы им показали интерактивный урок.

«Меня, к примеру, сильно удивили мои семиклассники тем, как активно, организованно и ответственно они делают домашние задания», — говорит Михаил Каржавин.

Некоторые школьники стали эффективнее учиться на «дистанционке». Так, у Марии Аленькиной один девятиклассник из-за ослабленного иммунитета часто пропускал занятия по болезни и переживал, что недостаточно качественно усваивает учебный материал. Сейчас его оценки стали лучше.

«Мальчик понял, что заниматься можно удаленно. Если вдруг он пропускает объяснение новой темы, всегда может посмотреть в дневнике сценарий урока в “МЭШ”, прикрепленный учителем к уроку, и разобраться», — добавляет педагог.

Только спокойствие

С точки зрения психологов, главная сложность при дистанционном обучении — непривычность ситуации для родителей и детей. Школьники, особенно подростки, привыкли к активному общению со сверстниками, прогулкам, подвижной жизни. Лишившись этого, они могут испытывать тревожность.

Второй совет родителям — составлять распорядок дня для себя и школьника, прописать в нем утренние и вечерние ритуалы, часы учебы и игр. Обязательно оставить время для личных и бытовых дел. «Очень важно составить распорядок вместе с ребенком,  чтобы он почувствовал себя взрослым и самостоятельным», — говорит психолог.

Совет номер три — полноценный сон. Также необходимы физические нагрузки, упражнения, спорт. Все это вызывает положительные эмоции. Еще желательно в свободное время устраивать семейные просмотры фильмов, вместе готовить, играть в настольные игры. Такие занятия создают благоприятный климат в семье.

«Обязательно нужно правильно организовать рабочее пространство школьника. Сюда входит стабильно работающий интернет, ноутбук или планшет, установка программ на компьютере. Ребенку важно понимать, что его не оставили одного», — продолжает Дарья Киселева.

Подросткам, переживающим стресс, специалист рекомендует использовать бесплатные сервисы города, например чат «Мы рядом», где можно анонимно задать любой вопрос и получить ответ.

Учителя добавляют от себя, что главное — не паниковать, не беспокоиться, даже если отключился интернет или школьник пропустил урок.

«Все поправимо. Если все мы — и родители, и учителя, и дети — будем действовать вместе, у нас все получится», — подытоживает Мария Аленькина.

Все о «Московской электронной школе»