Лев Кассиль, Самуил Маршак и Джанни Родари: чьи автографы хранятся в библиотеках

Окунаемся в историю пяти московских библиотек и рассматриваем книги, напоминающие о теплых встречах в их стенах.

В библиотеках Москвы можно найти не просто книги, но и издания, имеющие историческую ценность. Их форзацы, титульные листы и авантитулы хранят автографы авторов — писателей и художников. За каждой подписанной книгой стоит своя история — некоторые из них собраны в этом материале.

Центральная городская детская библиотека имени А.П. Гайдара

Среди самых ценных книг, хранящихся в Гайдаровке, есть сборник известного советского писателя Льва Кассиля, подписанный автором в 1967 году. Кассиль поддерживал очень теплые дружеские отношения с тогдашним директором библиотеки Татьяной Лукичевой. Дарственная надпись гласит: «Татьяне Степановне Лукичевой. Низко кланяюсь ей как доблестной представительнице любимого мною племени библиотекарей и как соратнице в боях за справедливую награду истинно хорошим книгам. Подписываюсь: Лев Кассиль».

Татьяна Лукичева заняла должность директора библиотеки имени Гайдара в 1957 году, будучи очень молодой — ей тогда не было и 30 лет. Именно при ней в 1964-м библиотека переехала в новое просторное помещение в левом крыле-пристройке Дома архитекторов на Ростовской набережной, где и располагается сегодня. Татьяна Степановна активно приглашала писателей на встречи с читателями — об этом свидетельствует множество документов, сохранившихся в библиотеке. Однако ни в одном из них не говорится о встрече с Кассилем. Поэтому в библиотеке предполагают, что подарок от него Лукичева получила на одной из встреч с писателями, которые организовывал Дом детской книги.

Художница Ника Гольц, проиллюстрировавшая многие детские книги, изданные в СССР, жила по соседству с библиотекой имени Гайдара, в том же доме, где находилась квартира ее отца, архитектора Георгия Гольца. В тишине читального зала Гайдаровки Ника Георгиевна проводила много времени за работой. Она дружила с библиотекарями, которые помогали ей — подбирали книги, чтобы она могла посмотреть, в какой стилистике работали определенные художники.

Об этой дружбе сегодня напоминает издание «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери с иллюстрациями Ники Гольц. Художница оставила в книге теплые слова: «Желаю библиотеке имени Гайдара и всем ее читателям всего самого лучшего! С приветом, Ника Гольц».

Среди художников-иллюстраторов, друживших с библиотекой имени Гайдара, был и Леонид Владимирский — создатель канонического образа Буратино и автор иллюстраций к книгам Александра Волкова из цикла «Волшебник Изумрудного города». В библиотеке сегодня хранятся книги, подписанные Владимирским, несколько изданий «Золотого ключика» и «Желтый туман».

Все они были подписаны во время встреч с читателями. Художник любил рассказывать, что на образ Буратино его вдохновила дочка Ая — ей тогда было пять лет. А когда девочке исполнилось девять, отец нарисовал ее в образе Элли, главной героини «Волшебника Изумрудного города». Леонид Викторович участвовал и в некоторых встречах клуба «Друзья Изумрудного города», появившегося в библиотеке в 1980-х. Его участники собирались, чтобы вместе обсуждать книги Волкова и рисовать их героев.

Хранится в библиотеке и автограф Виктора Чижикова — народного художника России, создателя медвежонка Миши, ставшего талисманом Олимпийских игр 1980 года в Москве. Он оставил в книге «Виктор Чижиков: мои истории о художниках книги и о себе» (2016) очень лаконичную надпись, содержащую только его фамилию, и рисунок маленькую птичку. Чижиков много раз приезжал в библиотеку и в качестве читателя, и в качестве гостя. Он проводил мастер-классы, на которые дети шли с огромным удовольствием: каждый хотел побывать на уроке художника, который придумал того самого трогательного мишку.

Библиотека № 12 имени И.А. Бунина

В 1963 году отдел творческих путешествий и открытий по сказкам братьев Гримм библиотеки № 12 имени И.А. Бунина отмечал свое 50-летие. Поздравительные телеграммы и открытки летели из разных городов страны в том числе и от известных культурных деятелей. Среди них был поэт и писатель Самуил Маршак. В его послании говорилось:

«Дорогие друзья! Очень жалею, что болезнь мешает мне быть сегодня с вами. От души желаю библиотеке расти так же сказочно быстро, как она росла со времени возникновения. Шлю самый теплый привет и лучшие пожелания всем библиотекарям и юным читателям. Посылаю на память несколько книг».

Самуил Яковлевич приложил к поздравлению книги «Сказки. Песни. Загадки» и «В начале жизни» с автографами.

В 1973 году библиотеку посетил итальянский писатель Джанни Родари. Автор «Приключений Чиполлино» тогда приехал в Москву на премьеру экранизации сказки, созданной Тамарой Лисициан. На память о встрече писатель оставил в библиотеке автограф на своем романе-сказке «Торт в небе». Надпись сделана на итальянском языке — Родари пожелал всем «хорошего торта».

Библиотека № 178 — культурный центр имени А.Л. Барто

В 1990-х годах (точная дата неизвестна) библиотеку № 178 — культурный центр имени А.Л. Барто посетил создатель «Вредных советов» Григорий Остер. Кроме автографа на «Задачнике по математике», написанном в юмористическом ключе, писатель оставил в читальне очки. «Очки подпрыгнули семь раз и затихли», — шутили сотрудники. Это отсылка к уже другой книге Остера — «Задачнику по физике». Там есть шутливая задача: «Джон Леннон уронил очки на барабан, они подпрыгнули семь раз и затихли. Сколько раз кинетическая энергия очков, соскользнувших с носа великого музыканта, переходила в потенциальную?»

Спустя какое-то время очки обнаружили под диваном, на котором сидел Остер. Их хотели вернуть хозяину, но тот уже приобрел другие и не стал возвращаться за прежними. С тех пор очки хранятся на одной полке с подписанной им книгой.

Примерно в тех же годах состоялась еще одна памятная встреча — с автором фантастического цикла об Алисе Селезневой Киром Булычевым. Придя на встречу, он решил передать инициативу ребятам и произнес: «Слушаю ваши вопросы!» Они очень смущались, многие спрашивали одно и то же, вероятно из-за волнения. Булычев отнесся к детям очень доброжелательно, без укора повторял ответы, стараясь уточнить подробности. В конце встречи библиотека получила от него подписанную книгу «Алиса и крестоносцы» — продолжение приключений знаменитой девочки из будущего.

Библиотека путешествий (№ 10)

В библиотеке № 10, которая носит название «Библиотека путешествий», хранится книга из цикла «Мореплавание Солнышкина» с автографом ее автора — советского детского прозаика и поэта Виталия Коржикова. Дарственная надпись гласит: «Желаю читателям библиотеки быть умными, а книгам — любимыми».

Книга была подписана на встрече с читателями в 1975 году. Визит состоялся благодаря существовавшему в советские годы Бюро пропаганды художественной литературы, которое занималось организацией встреч авторов с читателями. Библиотека № 10 находилась с ним в одном районе — Пресненском, и писатели приходили сюда два раза в месяц.

Цикл «Мореплавание Солнышкина» создавался на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1967 года и заканчивая 2004-м. В центре сюжета — приключения молодого человека Алексея Солнышкина, который становится моряком на судне и находит новых друзей. Произведение в чем-то автобиографично. Виталий Титович, сын репрессированных родителей, переживший войну и эвакуацию, выучившийся на учителя русского языка и литературы, однажды круто поменял свою жизнь — стал моряком. Он обошел весь мир на судах, а из воспоминаний о путешествиях позже родились книги цикла.

Библиотека № 2 имени Ю.В. Трифонова

Библиотека № 2 носит имя писателя Юрия Трифонова. Сам он сюда ни разу не приходил, но после его смерти его вдова Ольга Романовна передала в дар читальне книги «Старик», «Другая жизнь» и «Под солнцем» с автографом писателя. Их в свое время Трифонов подписывал для соседей и друзей. После смерти прозаика они решили сделать книги достоянием общественности.

Хранится в библиотеке и копия первой страницы рукописи «Дома на набережной» — повести, которая принесла Трифонову всесоюзную известность. Действие произведения разворачивается в 1930, 1940 и 1970-х годах, главные герои — вымышленные жители реально существующего дома на Берсеневской набережной. Дом, построенный в 1931 году, был населен советской элитой, и большая часть жильцов была репрессирована. Автор привнес в повесть многое из собственных воспоминаний. Будучи сыном репрессированного председателя Военной коллегии Верховного суда СССР, он провел в этом доме детство и помнил его атмосферу. После публикации романа в 1976 году здание стали называть Домом на набережной.

Мой район