История на ощупь: парку "Зарядье" — пять лет

Парк стал одним из символов столицы, местом, которое обязательно нужно посетить, как Красную площадь или Большой театр. Здесь происходят важнейшие для города события.

«Зарядье» отмечает первый юбилей — ровно пять лет назад в День города парк открылся для посетителей. Эта знаковая площадка в центре Москвы, созданная на месте гостиницы «Россия», стала своего рода зеркалом, в котором отражается город прошлого, настоящего и будущего, смешиваются стили и культуры. Одним из главных его символов стал парящий мост.

В парке можно увидеть и палаты XVI века, и футуристические павильоны, и ландшафты — аналоги разных регионов России. Всего несколько шагов от Красной площади — и посетители попадают в другой мир. Впрочем, этот мир не получился бы таким без людей, которые связали себя с парком. О том, кто здесь работает, зачем экскурсовод прячет серебряные монеты и чьим голосом говорит с гостями «Зарядье», — в репортаже mos.ru.

Узоры, ели и озеро

По всему «Зарядью» расставлены белые шары разного размера, на каждом — рисунок: сине-красный круг, малиновый цветок, оранжевый конь. Изображения напоминают узоры народной вышивки.

«Это наш новый проект “Узору”, который мы реализуем вместе с цифровым архивом и лабораторией узоров “Орнамика”. Специально ко Дню России в Год культурного наследия народов России мы показали широкому зрителю орнаменты народов страны», — объясняет менеджер отдела культурно-массовых мероприятий Даниил Мизин у медиацентра, центрального павильона «Зарядья» под стеклянной изогнутой крышей. Здесь расположены выставочные залы, аттракцион «Полет» и панорамный кинотеатр.

Узоры на шарах и масштабных панно в центральных частях парка напоминают: Москва — город, объединяющий разные национальности, традиции, мировоззрения. Кстати, о биоразнообразии и географии России в «Зарядье» рассказывают растения — именно они представляют лес, степь, северный ландшафт, луг и предгорье Северного Кавказа и юга Крыма. За пять лет деревья выросли — теперь можно практически забыть о городской реальности, находясь, например, в лесной зоне. Вокруг только ели и березы, а Кремль, высотка на Котельнической или дома на Раушской едва виднеются на заднем плане. «Это называется природный урбанизм: природа не имеет четко очерченных границ», — улыбается коллега Даниила Яна Фомичева, ведущая мероприятий и экскурсовод.

Они уверяют, что в этих природных зонах не раз перемещались в пространстве и времени.

Однажды я пришел на работу пораньше. Зашел в хвойный лес. Стою среди елей и сосен, Москвы оттуда почти не видно. И в этот момент раздается бой курантов. Я тогда по-особенному прочувствовал пространство вокруг», — рассказывает Даниил Мизин.

А Яна Фомичева как-то вела экскурсию для уроженца Севера. «Я его спрашиваю: “Ну как вам наша версия тундры?” Он отвечает: “Очень похожа. Но не хватает озера. У нас есть водоем, ты ныряешь туда и встаешь ногами на лед”. Меня поразил короткий рассказ нашего гостя, всего одна деталь, которая идеально раскрывает климат и условия жизни в тундре. Иногда я включаю эту историю в экскурсию», — говорит девушка.

Мост будущего и «Глубина резкости»

Тем временем Яна Фомичева идет к парящему мосту — главному объекту «Зарядья». С него открывается вид на набережную Москвы-реки, Кремль, одну из семи сталинских высоток и панораму Патриаршего подворья. Эти виды открылись после сноса гостиницы Россия, а отреставрированные храмы Варварки снова заработали в день рождения парка в 2017 году.

«А знаете ли вы, что восьмая высотка должна была стоять на этом самом месте?» — спрашивает экскурсовод. Оказывается, в 1947-м Иосиф Сталин задумал построить восемь высотных зданий, символизирующих число столетий, которое Москва праздновала в тот год. Заложили фундамент, начали возводить первые конструкции. Но в итоге в 1953 году от проекта отказались, а в 1960-е на стилобате восьмой высотки возвели гостиницу «Россия».

Яна Фомичева не просто экскурсовод. Она голос парка: девушка, например, озвучивает видеоролики, читает объявления для посетителей об услугах или правилах безопасности. Более того, Яна — профессиональная актриса.

«Раньше я играла в театре, но в 2017-м, когда открылся парк “Зарядье”, решила попробовать себя в роли внештатного экскурсовода, продолжая театральную деятельность. А этой весной я оставила театр и пришла сюда. Я с удовольствием иду на работу. Моя главная задача — создавать хорошее настроение. Экскурсия не лекция, и часто гости приходят получить эмоциональный заряд, поделиться историями. Это самое ценное и интересное», — признается Яна Фомичева.

Недавно Яна попробовала себя в качестве ведущей Большого фестиваля школ искусств, который проходил в «Зарядье» 1 июня. 10 часов она провела среди зрителей и участников мероприятия — эти 10 прямых эфиров стали настоящим экспериментом.

Яна также ведет экскурсии по выставкам современного искусства в «Зарядье». На одной из экспозиций присутствовала работа Анастасии Кузнецовой-Руф «Глубина резкости». На картине изображены руки, которые держат маску для подводного плавания, в нее четко видны рыбы из огромного косяка под водой. Гостям всегда интересно, какая история стоит за той или иной работой. И здесь тот случай, когда экскурсанты предложили свой взгляд на полотно, расширив его смысл.

«На эту картину мастера вдохновил случай на Филиппинах: там рыбаки наугад закидывали сети и вытаскивали их пустыми, а если бы надели маски и заглянули в воду, остались бы с уловом. Добавление в свою обыденную работу такого простого элемента, как подводная маска, сразу бы поменяло подход к делу. Когда во время экскурсии я объяснила гостям, что означает это произведение, одна пара рассказала: рыбакам на Филиппинах важен не результат, а процесс. Это и есть восточный подход в противовес западному. Вот почему я считаю, что самые ценные смыслы создают наши гости», — говорит собеседница mos.ru.

Отражение современности

Яна и Даниил приглашают в Старый Английский Двор. Это белокаменное здание с остроконечной крышей, ассиметричными полукруглыми окнами, высокими потолками, низкими арками входов и крутыми ступенями будто ведет в средневековую Москву. Фундамент и кладку XVI века обнаружили еще в конце 1940-х — позже, во время строительства гостиницы «Россия», это помогло предотвратить снос дома.

«Здесь располагалось английское представительство — дипломатическая и торговая миссии во времена Ивана Грозного. В 60-е годы ХХ века здание решили восстановить. По старым чертежам и рисункам провели масштабную реконструкцию и воссоздали палаты. Сегодня в них находится музей истории английского купечества на Руси, также в залах представлены артефакты, которые нашли на территории Зарядья и Китай-города. Год назад у нас открылся проект “Подклет” — цикл моновыставок, выстроенных вокруг знаковых исторических артефактов. Например, книгу “Символы и эмблемы” 1705 года, изданную по указу Петра I, мы презентовали как первый русский брендбук», — рассказывает Даниил Мизин, поднимаясь в свой кабинет по кирпичной лестнице.

Он присоединился к команде парка в 2020-м после окончания бакалавриата МГИМО, где учился на журналиста-международника. Даниил работает менеджером отдела культурно-массовых мероприятий и участвует в организации как парковых, так и партнерских проектов. Только в 2022 году в «Зарядье» прошли Большой фестиваль школ искусств, киноконцерт «В главной роли — Москва», Московская неделя моды, музыкальный фестиваль «Новая классика», Московский фестиваль джаза, ландшоу «Волны цветения», цикл сезонных выставок современного искусства «Новая красивая выставка», несколько экспозиций проектов «SOVRISK #напотоке», «Подклет» и многое другое.

Уже больше года во флорариуме «Зарядья» открыта экспозиция «Маршрут “Россия”», где страну представляют растения из всех регионов.

«Все наши проекты должны отражать современность и при этом органично встраиваться в идентичность парка», — подчеркивает Даниил Мизин.

Серебро для экскурсантов

К прогулке присоединяется экскурсовод Алина Полякова — автор программы для слабовидящих и незрячих людей с тифлокомментариями, то есть лаконичным словесным описанием визуальной информации, недоступной для незрячих. Она работает в «Зарядье» практически со дня открытия.

«По первому образованию я филолог, по второму и третьему — экскурсовод и тифлокомментатор. Когда я пришла в парк, поразилась смешению культур и времен: можно оказаться в XVI столетии и окунуться в быт английских купцов, а можно выйти на парящий мост и сразу попасть в XXI век!» — рассуждает Алина Полякова.

Свою разработку она считает своевременной, нужной для современного общества. «Ученый Юрий Лотман писал, что филология — наука о понимании. И я очень стараюсь быть понятной для моей аудитории», — объясняет собеседница mos.ru и достает из сумки мешочек с мелкими и тонкими серебряными монетками XVI века.

Когда к Алине Поляковой приходят слабовидящие и незрячие экскурсанты, она дает им эти монеты в руки, чтобы те почувствовали настоящее старинное серебро.

«Кому интересно просто слушать о том, как при строительстве “Зарядья” нашли два сосуда и кубышку с 43 тысячами серебряных чешуек весом 16 килограммов? Совсем другое дело — увидеть это своими глазами! Мне одолжил монеты Старый Английский Двор. Когда я показываю их, начинаются вопросы: почему на деньгах нет номинала, что можно было купить на такую сумму? Я отвечаю: расплачивались за товары по весу монет, а на 16 килограммов можно было приобрести пару деревушек в Подмосковье или построить каменные палаты в центре столицы», — смеется экскурсовод.

Еще у нее в сумке спрятан картонный макет парящего моста: незрячие люди могут взять его в руки и получить представление о его устройстве.

Ребята признаются, что каждый вечер с сожалением покидают «Зарядье», зато утром с радостью спешат на работу.

«Наш парк — положительно заряженное пространство, где всем хорошо!» — говорят они.

Мой район