Московское метро: помогаем пожилым и людям с ограниченной подвижностью


Бесплатно сопроводить впути могут пожилых людей, инвалидов, членов многодетных семей, группу детей.

Инспекторы Центра обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП) сначала года оказали помощь 90тысячам пассажиров. Азавсевремя работы службы онисопроводили почти миллион человек.

Вэтом году ЦОМП отмечает шесть летсодняоснования. Сотрудники центра помогают слабовидящим, пожилым, инвалидам-колясочникам, членам многодетных семей идругим категориям граждан. Какпроходят будни инспекторов— наблюдает mos.ru.

«Сокольники»— «Отрадное»

Вяркой красно-желтой форме возле вестибюля станции метро «Сокольники» Ксения Белянцева, инспектор ЦОМП, встречает Анну Горох. Слепой девушке нужно добраться домой. Дляэтого онадолжна доехать достанции «Отрадное». Инспектор берет ееподруку изаводит вметро.

Анна Горох поет вцерковном хоре иработает редактором виздательстве. Поеесловам, услугой сопровождения вметрополитене пользуется часто, пять— семь развнеделю уженапротяжении практически двух лет, исотрудников ЦОМП узнает поголосам.

«Обэтой услуге яузнала вметро. Как-тоехала сама, икомнеподошел инспектор. Представился ирассказал оцентре, далвизитную карточку сномерами. Многие незрячие люди, которые немогли сами передвигаться вметро, стали активно пользоваться услугой. Уменя сейчас надорогу уходит гораздо меньше времени. Обычно яходила сбелой тростью. Сней, конечно, идешь намного медленнее. Ссотрудником проще ибыстрее, онвсегда подскажет, если будут препятствия»,— говорит Анна Горох.

Инспектор предупреждает девушку оступенях, анаэскалаторе слегка поддерживает залокоть. Ввагоне Ксения Белянцева просит уступить Анне место, асама становится рядом. Такпассажир чувствует присутствие инспектора.

«Если поезд переполнен, томыможем подождать следующий, если упассажира есть взапасе время. Также просим других пассажиров пропустить иосвободить место. Оникэтому нормально относятся, порой ипросить неприходится. Важный момент— присопровождении незрячего илислабовидящего человека нужно озвучивать всепрепятствия. Естественно, нужна тактичность, доброжелательность иотзывчивость. Последнее, конечно, относится ковсем пассажирам. Длянасчасто проводят тренировочные занятия, накоторых мызакрепляем свои знания инавыки»,— объясняет инспектор.

Ксения Белянцева является сотрудником ЦОМП ужетригода, доэтого работала вдетском саду. Сейчас онапомогает пассажирам наЗамоскворецкой иСокольнической линиях. Однако принеобходимости инспектора могут отправить инадругой участок. Всреднем задень сотрудники успевают выполнить пять-шесть заявок.

«Физически, конечно, работа тяжелая, особенно, когда нетолько вметро сопровождаем, ноидоразличных учреждений. Мнеочень нравится то, чемязанимаюсь, таккакпонимаю, чтопомогаю людям. Апообразованию ясоциальный педагог сдополнительной подготовкой вобласти психологии»,— говорит Ксения Белянцева.

Следующая станция— «Комсомольская». Инспектор заранее предупреждает Анну, чтоонивыходят ибудут переходить наКольцевую линию. Иснова: эскалатор— предупреждение— поддержка. Впереди женщин ждет ещеодна пересадка— на«Новослободской», аоттуда идо«Отрадного» недалеко.

«Тимирязевская»— «Третьяковская»

Накуртках сотрудников ЦОМП прикреплены значки снадписью «Кто, если нея?» Именно так, видимо, подумала иОльга Короткова, когда в2015 году устроилась наработу вцентр.

«Ккаждому человеку нужен индивидуальный подход. Когда тынаходишь контакт спассажиром, тоникаких проблем невозникает. Конечно, эторабота наногах, номыживы, пока мыкому-тонужны. Наэтой работе тыдействительно понимаешь, чтотынужен. Эточувство греет иснимает любую усталость»,— считает девушка.

Ееколлега, Николай Мацнев, стал сотрудником ЦОМП почти шесть летназад. Поегословам, бездоброжелательности ихорошего настроения работать нельзя.

«Часто люди приезжают вМоскву накакие-томероприятия, возможно, впервые ивсего наодин день. Нужно создать такое впечатление, чтобы имэтапоездка запомнилась. Яработал ивовремя чемпионата мира пофутболу впрошлом году. Перевозили болельщиков изАнглии, пассажира наинвалидном кресле. Ониочень удивлялись, чтотакая служба есть вмосковском метро. Поихсловам, самсервис унихненастолько организован»,— говорит инспектор.

Вэтот разОльге Коротковой иНиколаю Мацневу предстоит сопровождать группу из20детей. 4-й«Б» класс школы № 1454 какразподходит кстанции метро «Тимирязевская». Сними— классный руководитель ипятеро родителей. Ребята направляются вТретьяковскую галерею наэкскурсию «Мирсказки имечты».

«Услугой сопровождения вметро ужепользовались. Этонеоценимая помощь впоездках наобщественном транспорте. Даже синспекторами расслабиться, конечно, нельзя, язадетей несу ответственность,— говорит классный руководитель Наталья Петрова.— Перед поездкой проводим инструктаж какдлядетей, такидляродителей. Ясвоим ученикам всегда говорю, чтоэтоквест иегонужно пройти. Ссотрудниками ЦОМП ехать спокойнее. Ихвидно издалека благодаря яркой одежде, всесразу понимают, чтоидет организованная группа. Даидети сними мобилизуются ивнимательнее относятся кпоездке».

Перед турникетами ребята разбиваются напары. Ольга Короткова начинает инструктаж иобъясняет основные правила. Так, если сотрудник ЦОМП повернулся кдетям лицом иподнял руку, ребятам нужно остановиться. Если инспектор стоит спиной споднятой рукой— группе следует начать движение.

Также ребят призывают нетрогать оставленные предметы, держаться запоручни наэскалаторе ислушать указания взрослых. Наслучай отставания отгруппы раздают специальные визитки. Нанихуказаны номера, куда следует позвонить ипопросить опомощи.

Инструктаж окончен. Группа проходит через турникет, азатем школьники поодному заходят наэскалатор ивстают справа, чтобы немешать движению пассажиров полевой стороне эскалатора. «Мывметро неодни. Пассажиры, которые бегут наэлектрички, напоезда исамолеты, непонимают, чтоэтодети. Атак— безопасно»,— объясняет Ольга Короткова.

Перед посадкой ввагон ребят делят нанебольшие группы. Такудобнее ибыстрее заходить впоезд. Пословам Николая Мацнева, сопровождать группы детей приходится часто, особенно вовремя каникул.

«Главное— этобезопасность. Вседолжны придерживаться правил метрополитена ислушать указания инспекторов. Желательно группе детей ехать вголовном вагоне. Припосадке ивысадке онлучше просматривается машинистом. Кроме того, призаходе ввагон ивыходе изнего задверями следит инспектор. Этоодин изсамых опасных моментов, особенно вчасы пик»,— говорит он.

Извагона школьники выходят организованно. Первыми идут сотрудники ЦОМП, замыкают колонну родители. Затем ребят пересчитывают иведут дальше.

«Дети более организованны, когда видят сотрудников метро. Сосвоими родителями ониведут себя немного по-другому, чемспосторонними людьми. Также этобольшой плюс источки зрения безопасности»,— говорит мама одного изучеников Евгения Разумеева.

Школьники ведут оживленную беседу между собой, время впути проходит незаметно. Перед выходом с«Третьяковской» ученики снова разбиваются напары: ихвыстраивают вколонну. 4-й«Б» выходит изметро ипрощается синспекторами.

Если нужна помощь

Инспекторы Центра обеспечения мобильности пассажиров помогают нетолько вметро. Москвичей игостей столицы могут проводить кпоездам дальнего ипригородного сообщения, доавтовокзалов иостановок общественного транспорта, посадить нааэроэкспресс. Также сотрудники помогают добраться домузеев, культурных центров исоциальных учреждений.

Например, кинспекторам можно обратиться, если нужно доехать доПушкинского музея, Третьяковской галереи вЛаврушинском переулке, Новой Третьяковки наКрымском Валу, музея-заповедника «Царицыно», Государственного музея— культурного центра «Интеграция» имени Н. А. Островского, Музея русского импрессионизма илижедоцентров «Моидокументы». Всего длягорожан разработали 90маршрутов.

Дляпассажиров снарушениями слуха работает горячая СМС-линия. Ежедневно с07:00до20:00операторы отвечают навопросы отом, какработает метро, какдобраться донужной станции илидостопримечательности, атакже помогают вызвать дежурного вэкстренной ситуации. Налинию ужепоступило около 80обращений.

Всего вЦентре обеспечения мобильности пассажиров работают около 300сотрудников, которые перевозят пассажиров с07:00до20:00. Заявку набесплатное сопровождение можно оформить вофициальном мобильном приложении «Метро Москвы», насайте метрополитена илипозвонив побесплатным телефонам: +7(495) 622-73-41или+7(800) 250-73-41.