Стоит ли смотреть «Дюну»?

«Дюна» — один из самых ожидаемых фильмов 2021 года по целому ряду причин. Актерский состав и съемочная группа сейчас на пике своих карьер, оригинальная книга Герберта — это культовое научно-фантастическое произведение, а сама картина обещает серьёзный эпический сюжет, который так нравится зрителям. Однако пандемия коронавируса и противоречивые комментарии режиссера Дени Вильнёва о различии стриминга и кинопоказов омрачили перспективы кино на продолжение. Разбираемся, почему.

Почти все текущие рецензии на «Дюну» — положительные. Это видно и по рейтингу 85% на Rotten Tomatoes, и по шестиминутным апплодисментам на Венецианском кинофестивале, и по отзывам критиков. В немногих отрицательных рецензиях упоминается то, что в целом вызывало недоумение у части зрителей с самого начала: сочетание Дени Вильнёва и оригинального эпоса Фрэнка Герберта уже является ярким отражением того, каким фильмом будет «Дюна» на самом деле.

Вильнёв — один из самых талантливых режиссеров, работающих сегодня, но его стиль не характерен для массового зрителя и более «попкорнового» кино. Его последние два фильма, «Прибытие» и «Бегущий по лезвию 2049», являются самыми известными примерами его подхода. Его подход характерен скорее классикам Голливуда: он полагается на музыку и кинематографию, чтобы рассказать историю, а не на юмор и экспозицию.

В сочетании с печально известной плотностью и комплексностью исходного материала Фрэнка Герберта, который часто называли «не поддающимся экранизации», фильм может стать именно тем, чего хотят фанаты, но он может быть не таким доступным или не достичь той же широкой привлекательности (или кассовых сборов), которой пользуются большие медиафраншизы.

Является ли это критической проблемой? Пример «Властелина Колец» (книги Толкиена, по которым снимали трилогию, также отличаются плотностью) и «Пиратов Карибского Моря» (которые выезжают на имени первого фильма) показывает, что нет. С другой стороны, пример «Бегущего по лезвию 2049» Вильнёва показывает, что такой художественный подход к крупнобюджетным фильмам не всегда приносит большие кассовые сборы, что особенно актуально в постпандемический период, когда «Дюна» – это только первая часть истории, а продолжение зависит от мировых сборов. Несколько плохих отзывов, конечно, не повредят фильму, но ему все еще нужно кассовое чудо, чтобы обзавестись сиквелом. Иначе история Пола Атрейдеса так и останется закопанной в безжалостных песках Арракиса.