Иван Мичурин, девушки-республики и кролики: кому посвящены скульптуры на ВДНХ

О картинах из живых цветов и о том, как связана изящная композиция "Флора" с брутализмом, — в материале mos.ru.

На ВДНХ продолжается реставрация скульптур: с 2018 года восстановили и обновили уже 50 статуй и барельефов, на подходе еще 30. Фигуры людей и животных, созданные гениальными советскими скульпторами, — не просто украшение. Они дополняют фонтаны и павильоны, подчеркивают основную художественную и идеологическую тему, а иногда намекают на важные исторические события.

Ранее мы рассказывали о скульптурах, которые установлены на павильонах ВДНХ. Кого изображают девушки фонтана «Дружба народов», куда ведет древнеримская «Флора» и зачем понадобились «Охотник» и «Зверовод» — в продолжение темы на mos.ru.

Советские красавицы

Одна из первых скульптурных групп, которая встречает посетителей ВДНХ, вошедших на территорию через арку главного входа, — фонтан «Дружба народов». Его украшают 16 бронзовых девушек в национальных костюмах союзных республик. Каждая с гордостью держит в руках урожай — сельскохозяйственное достояние своего края. Представительница Казахской ССР показывает снопы пшеницы, Белорусской ССР — лен и яблоко, Грузинской ССР — виноград, Узбекской ССР — хлопок.

Девушки-республики будто кружатся в хороводе вокруг гигантского снопа среди 784 достигающих 20 метров в высоту струй воды, приглашая заглянуть в соответствующие тематические павильоны, расположившиеся по периметру Главной аллеи ВДНХ. Среди них «Казахская ССР» (сейчас павильон «Металлургия»), «Азербайджанская ССР» («Азербайджан»), «Молдавская ССР» («Стандарты»). Кстати, девушки расположены в том же порядке, в каком стояли республики на гербе СССР по Конституции 1954 года.

Ваяла красавиц бригада скульпторов в составе Зинаиды Баженовой, Алексея Тенеты, Иосифа Чайкова, Григория Константиновского и Зои Рылеевой. У каждой скульптуры — индивидуальные черты лица, «списанные» с реальной модели, жившей в той или иной республике. Например, грузинка — первая красавица Тбилиси тех лет Родам Амирэджиби, жена поэта Михаила Светлова, туркменка — пианистка Гозель Аннамамедова. А при создании образа эстонки художники пригласили позировать балерину Вирве Кипле-Парсадян. Тем самым авторы прославили не только агропром, но и духовную культуру Советского Союза.

Вес каждой скульптуры — две с половиной тонны, высота — четыре метра. На их покрытие ушло около пяти килограммов сусального золота.

В октябре 2018 года фонтан закрывали на реставрацию. Мастера удалили со скульптур старую позолоту, покрыли бронзу лаком и только после этого нанесли новые слои золочения. На восстановление ушло четыре месяца. Инженеры также смонтировали светодиодную подсветку в фонтане: теперь 465 фонарей горят белым, красным, синим и зеленым цветами.

После обновления «Дружбу народов» открыли весной 2019-го, в день начала сезона фонтанов. Кстати, увидеть девушек-республик можно и в холодное время года: когда фонтан законсервирован, скульптуры украшают каток на ВДНХ.

Знаменитый селекционер и древнеримская богиня

Пройдя по Главной аллее до площади Промышленности и свернув налево, за Музеем транспорта посетители оказываются в цветнике под названием «Большая картина полей». Растения здесь высажены так, чтобы весной и летом цветы составляли яркие композиции, вдохновленные творчеством художника Василия Кандинского. Это поле предваряет вход в Мичуринский сад, в центре которого — памятник селекционеру Ивану Мичурину, его установили в 1954 году. Скульптура отлита из бронзы и изображает ученого в костюме, шляпе и длинном пальто. В одной руке он зажал трость, в другой — блокнот. Мичурин словно обозревает свой сад.

В Мичуринском саду, который создавали в 1939–1954 годах, уже после смерти селекционера, и сегодня растут фруктовые деревья. Эта территория не меняла назначения на протяжении всей истории выставки. Несколько лет назад памятник Мичурину отреставрировали. Работы по восстановлению длились 10 месяцев: каркас постамента укрепили, устранили сколы и трещины, саму скульптуру очистили от загрязнений в мастерской и вернули на историческое место.

Продолжает растительную тему декоративный рельеф «Флора» — объект культурного наследия регионального значения. Он установлен на павильоне № 29 «Цветоводство и озеленение», к которому можно попасть, двигаясь в сторону фонтана «Золотой колос» по левой стороне от павильона № 34 «Космос». Прямо из стены вырастают плавно изогнутые медные полосы, в переплетении которых образуется женское лицо, руки, цветы и листья. Это образ древнеримской богини цветов и весны.

Здание выполнено в стилистике брутализма, в оформлении использовали необработанный ракушечник. Поскольку павильон выглядит достаточно лапидарно, в нем не за что зацепиться глазу, возникла идея добавить поэтичную композицию со сложной формой. Она отличается от основного объема здания, создает контраст росчерками изогнутых линий.

Кстати, скульптура «Флора» имеет еще одно назначение — она указывает посетителям, где находится вход в павильон. Дело в том, что архитекторы сделали его скрытым: чтобы попасть внутрь, нужно подойти к зданию вплотную и завернуть за угол стены. А необычный декор подсказывает, какой из фасадов — центральный.

Кролики и охотник

Недалеко от Ландшафтного парка ВДНХ находится павильон «Кролиководство». Полукруглую входную группу обрамляет колоннада, а в получившемся дворике установлены скульптуры девушек-кролиководов.

«В отличие от многих скульптур, “Кролиководы” — часть единой композиции вместе с самим павильоном. Вы заходите внутрь условного дворика, рассматриваете этих девушек, видите необычный декор на фасаде, кроликов на фризе, а обрамляют композицию высокие деревья — лиственницы. Авторы скульптур — Зинаида Снигирь и Николай Розов», — отмечает Павел Нефедов.

Действительно, девушек в рабочей одежде окружает выводок кроликов, длинноухое семейство резвится на фасадах павильона, а сверху смотрят восстановленные в 2018 году фигуры кроликов высотой полтора метра, выполненные по проекту Василия Ватагина.

Рядом с павильоном находится «Городская ферма», а слева от входа можно увидеть две скульптуры: «Зверовод» (женщина со щенками лисицы, скульптор — Константин Кошкин) и «Охотник» (автор — Василий Набатов). Эти композиции появились здесь в 1954 году, тогда их установили рядом с павильоном «Охота и звероводство». С тыльной стороны к нему примыкали натуральные экспонаты: охотничья тропа, домики для содержания животных, типовая звероводческая ферма. К сожалению, деревянное здание павильона было полностью утрачено во время пожара в 2005 году. Но можно сказать, что нынешняя «Городская ферма» продолжает традиции, а две тематические скульптуры органично вписались в современное окружение.

Все скульптуры на ВДНХ требуют ухода, поэтому их регулярно очищают от загрязнений, а при необходимости реставрируют.

Мой район