В среде киноманов есть один фильм, который чаще других фигурирует в списках величайших фильмов всех времен. Это часто приводит в замешательство более молодых поклонников синематографа, которые не могут понять, в чем причина шумихи вокруг этого фильма. Как вы уже догадались из названия, речь идёт о «Гражданине Кейне»:
Вышедший в 1941 году фильм — режиссерский (и актёрский) дебют Орсона Уэллса, признанного классика мирового киноискусства. Он же играет и главного героя — магната Чарльза Фостера Кейна. Начавшись после его одинокой смерти, культовый фильм Уэллса рассказывает историю жизни Кейна с точки зрения бывших друзей, озлобленных компаньонов и любовниц.
Сам фильм — это тонко завуалированная сатира на многочисленных реально существовавших американских бизнес-магнатов.
Лента начинается с двенадцатиминутной псевдокинохроники, в которой подробно описывается вся жизнь известного магната. «Гражданин Кейн» рассказывает зрителям всю историю в начальной сцене: такой прием позаимствован из пьес Шекспира («Гамлет» и «Король Лир» как пример) и он сразу переворачивает ожидания зрителей.
Для того времени это был настоящий «разрыв шаблона»: в классическом кино сюжеты фильмов раскрывались линейно, от затравочной сцены до кульминационного финала. Повествование «Гражданина Кейна» перескакивает от одного рассказчика к другому, пока журналист собирает воедино внутреннюю жизнь Кейна.
Введение субъективной перспективы в ленту стало ещё одним переворотом в мире кино — так герои фильмов становились более сложными личностями с моральной точки зрения. В Кейне разные точки зрения смешиваются, чтобы в итоге показать, что ни один отдельный пересказ не может объективно передать жизнь и влияние человека.
Сильная история трагического антигероя гарантирует, что экспериментальные технические аспекты фильма никогда не отвлекают зрителей от центрального сюжета. А различные точки зрения позволяют Уэллсу заставить зрителей сочувствовать человеку, чей реальный аналог в жизни был достаточно безжалостен, чтобы попытаться разрушить жизнь и репутацию режиссера еще до выхода фильма.
К слову о технической стороне фильма: многие новаторские приемы монтажа и съёмки, использованные в ленте, уже применялись его современниками. Однако «Гражданин Кейн» стал первым фильмом, объединившим их в одной ленте.
Легко назвать фильмы более интересные и разнообразные, чем «Гражданин Кейн». Однако почти все фильмы, претендующие на звание величайшего из когда-либо снятых, построены на технике и инновациях, использованных в эпохальном релизе Уэллса: это и глубокофокусная съемка, и вдохновленный Эйзенштейном монтаж, и неупорядоченное повествование. С такой точкой зрения может быть согласен не каждый — но ознакомиться с данной лентой точно не будет лишним каждому киноману.