В Москве полным ходом идет реновация. Старт этого грандиозного проекта стал одним из главных и обсуждаемых событий 2017 года, так как он касается будущего миллионов людей. В течение пятнадцати лет в новостройки переедут жители более 5 тысяч ветхих домов, добровольно вошедших в программу по итогам голосования. Сотни людей уже отпраздновали новоселье. Несколько человек поделились с МОСЛЕНТОЙ впечатлениями от личного участия в реновации, воспоминаниями о своем прежнем жилье и восприятием нынешнего.
Мне 59 лет. Почти всю жизнь я прожил на первом этаже пятиэтажки на улице Константина Федина. Что это была за квартира? Для наших родителей, которые прежде ютились в общагах по восемь человек в комнате, это был настоящий трехкомнатный дворец. А я по молодости запрыгивал домой через окно. Затем рядом появились высокие кооперативные дома. Теперь они выглядят как старые облупленные многоэтажки, а тогда это было «элитным жильем». И поселившиеся там люди смотрели на нас сверху вниз в прямом и переносном смысле. Выгуливали собак на наших детских площадках, загадили нам все цветники. Из-за них мы света белого больше не видели. У меня на первом этаже итак солнца было немного, а так и вовсе его не стало. Но я правда был уже человек взрослый, энергичный. Дома не сидел.
Кипела дворовая жизнь, работали заводы. Здесь, с другой от наших домов стороны Щелковского шоссе. А потом, когда развалился СССР, началась разруха и неразбериха. Но я носа не вешал: работал челноком, потом — водителем. И сейчас у меня несколько машин. Вот здесь они во дворе стоят: микроавтобус, УАЗик, два «Запорожца».
У меня трое сыновей. Старшему, от первого брака, уже 40 лет. Среднему — 20, а младшему — 12. Вот с ними и со своей второй женой я и был прописан в пятиэтажке.
Квартиру мы не приватизировали, в очередь на улучшение жилищных условий не вставали. А зачем? Никто не верил, что государство или мэрия нам новую квартиру сможет дать. Казалось, те времена, когда что-то хорошее давали, уже ушли в прошлое. На все нужно заработать, а переезжать куда-то за МКАД из Измайлово не хотелось. У нас же такой район хороший! С трех сторон лес: Сокольники, Лосиный остров, Измайловский парк — красота.
Потом все заговорили про реновацию. Сперва было неясно — что, когда и куда. Вот этот наш дом 62Б по 5-й Парковой улице, насколько я знаю, был построен по заказу Минобороны под продажу. Мой нынешний сосед еще при строительстве его себе присмотрел, собирался купить, а тут вдруг объявили, что квартиры здесь будут распределять только между переселенцами из пятиэтажек. Но ничего, он выкрутился. Нашел человека — тоже моего знакомого, а мы в пятиэтажке-то все друг друга знаем, который сразу же как квартиру оформил, так ему и продал. А что? По хорошей цене продал. Купил на эти деньги две однокомнатные квартиры: в поселке Восточном и в городе Щелкове. Ту, что в Восточном — сразу сдал, а во второй — поселился, а затем поменял на дом в том же городе и живет в нем. Но это я вам скажу: не так это просто— жить в своем доме. Если что потечет и так далее, то будешь чинить сам или за свой счет.
Здесь-то в нашей новостройке сантехники под боком. Сперва, как заехали, были проблемы: или кипяток или сразу холодная вода текла, но мы обратились — и все настроили как нужно. Здесь плиты электрические, сенсорные. Больше не переживаешь, что газ рванет. А какая просторная квартира! У нас прежняя была площадью 55 квадратных метров, а теперь 76,4. Кухня огромная, как четвертая по счету комната. В ней одной жить можно. Окна выходят на обе стороны дома. Дневной свет теперь ничто не загораживает.
Насчет выбора квартир по этажам получилось забавно. Сперва наши бабульки стали просить повыше. Там же дороже. А теперь вздыхают, что домой так быстро не поднимешься, как раньше. Мы, кто провел всю жизнь в доме без лифтов, относимся к этому с подозрительностью, но в нашем конкретном доме с этой техникой никаких проблем не возникает. Еще одно интересное ощущение от жизни в новостройки — это вентиляция. В старых домах она давно забита, а здесь тянет о-го-го. Форточки откроешь — уже сквозняк идет.
Приятно, конечно, что стены новые монолитные, не крошатся как кирпич. Есть, правда, у нас «умники», не знающие, к примеру, как гипсокартоновую перегородку от капитальной стены отличить и как на нее что-то вешать.
Есть ощущение, что справедливость восторжествовала и кто-то про нас, простых москвичей, кто ничего не нахапал, а трудился всю жизнь, вдруг вспомнил. По-другому стали на меня знакомые и родственники смотреть: «смотри-ка, заработал же».
И уже мы теперь с жалостью какой-то смотрим на жильцов соседних кооперативных домов: когда им такой переезд светит? А еще к нам приходят люди из других сносимых по реновации в Измайлово пятиэтажек, примеряются, ведь наш дом пока только на треть заселен. Новая квартира — это новая жизнь, но если человек сам по себе неблагодарный и недовольный, то его ничем не порадуешь.
В той пятиэтажке, из которой мы сюда с мужем, дочерью и матерью переехали, я прожила 49 лет. Представляете себе! Когда мы в марте вывозили оттуда вещи, то было, конечно, много эмоций. Но сейчас, а дом еще не снесли, при взгляде на него уже чувствуется эта безжизненность, заброшенность. Возвращаться не хочется однозначно. Для уюта в доме элементарно должно быть тепло, а там стены уже не промазывались, как раньше раз в пять лет. Становилось холоднее с каждым годом. Через окна старые деревянные постоянно дуло. Мы там замерзали.
А здесь мы даже, бывает, отключаем батареи, благо есть такая возможность. В то же время нет никакой духоты, потому что потолки высокие, вентиляция хорошо работает. У нас двухкомнатная квартира — 54 квадратных метра. Две лоджии, маленькая темная комната, которую мы превратили в гардероб, большая ванная. Вдвое увеличилась кухня. Раньше на пятиметровой приходилось по очереди есть. Особенно тяжело было приезжать в этот скворечник с дачи или откуда-то с отдыха. Там же и потолки были ниже. Здесь у нас 2,85 метра.
Пока сложно привыкнуть к большим панорамным окнам в лоджии от пола до потолка. Они света больше пропускают — это приятно, но, когда солнце светит, там начинает припекать. Нужно какие-то жалюзи поставить.
Мы согласились на первую же квартиру, какую нам предложили, потому что хотели именно в этот корпус попасть: он в глубине квартала, подальше от Дмитровского шоссе. Здесь потише.
Прежде жили на третьем этаже, а теперь на 13-м. В квартире стало заметно светлее, хотя немного тоскуем по голубой ели, липам, птицам, которые там жили. Матери уже 83 года. Она нормально перенесла переезд. Ей было тяжело подниматься на третий этаж по лестнице, а теперь она ездит на лифте и вход в подъезд здесь без ступеней, только сейчас его закрыли, я надеюсь, временно.
Мама больше переживала не за само новоселье, а за контингент жителей. В наших пятиэтажках оставались одни пенсионеры и алкоголики. Вот они сюда все и переехали. В результате в лифте на зеркале уже трещина, что-то нарисовали, заплевали. Вот это неприятно.
Посмотрим. Наш корпус заселен пока на 50 процентов. Идет процесс самоорганизации жильцов в ТСЖ. Глядишь, порядка будет больше. А сейчас у нас тут проходной двор. Постоянно приезжают телевизионщики, кстати. Снимают тут сериал “Федя и Сеня”. Полюбился им наш квартал и наш подъезд.
Купить квартиру в Москве обычным москвичам просто невозможно, тем более в новостройке рядом со своим прежним местом обитания, а не где-то далеко за МКАД, так что переоценить программу реновации, кто бы какие минусы в ней ни находил, трудно. Не верилось, что такое вообще может произойти в наше время!
Мы получили двухкомнатную квартиру площадью 60 квадратных метров. Комнаты 14 и 17 квадратных метров. Кухня огромная — 12 квадратных метров. Большие ванная, кладовка, балкон. Прежде мы жили на пятом этаже, а теперь — на втором. Муж хотел выше, а мне, наоборот, тут лучше. Я до замужества жила не в Москве, но в собственном доме, и мне порядком надоело забираться на пятый этаж. Лифтом мы здесь даже не пользуемся. Входим с улицы сразу на лестницу и через пару пролетов ты уже дома.
Сам квартал расположен очень удачно. В нескольких метрах станция метро “Верхние Лихоборы”. Получается, что теперь даже немного ближе к центру живем, чем прежде. Мы квартиру здесь получили до нового года. Хотелось поскорее переехать. На сам праздник здесь собрались новые жильцы и как-то все вместе попробовали его отметить. С тех пор у нас какое-то пошло общение приятельское. Раньше даже в пятиэтажке такой коммуникации между жильцами не было, как здесь. Может переезд так подействовал на людей, а может тут удобнее общаться. В этом благоустроенном дворе. Здесь столько много детских площадок, лавочек и лужаек.
Последние два года у нас там вообще никакой детской площадки не было. Помню, как пришла нам в почтовый ящик бумага с приглашением смотреть новую квартиру. Муж прочел сперва и сказал, что это мошенники какие-то. А потом позвонили, договорились, приехали сюда, но все никак не верилось. В голове не укладывалось, что кто-то нам может вот так бесплатно квартиру в новостройке дать. Когда ключи получили, тогда, наверное, пришло это осознание.
Я человек эмоциональный. У меня сразу началась такая истерика, что в новую квартиру я уже никакие старые вещи не возьму. Нужно покупать новое, брать кредит. В общем, перенервничала.
Мы не стали ни докупать, ни разменивать жилье. На очереди мы не стояли, потому что все двадцать лет, сколько в Москве с мужем живем, я в ту квартиру не прописывалась. Мне соседи говорили: «Ты с ума сошла? Люди фиктивные браки с москвичами заключают ради прописки, а ты...» Ну вот сейчас в этой новой квартире прописываюсь. Узнаю, каково это быть настоящей москвичкой. Станет легче лекарства получать, как диабетику.
Мы тоже стараемся свое жилье облагораживать. Вот в кухне плитку электрическую заменили, раковину сделали угловую. Впереди еще много планов, но пока взяли паузу из-за небольших материальных возможностей и вот сидим на лавочке во дворе, отдыхаем.