Быстро, комфортно, экономично: МЦД подводит итоги первых шести месяцев работы

Работающие по принципу наземного метро диаметры сэкономили пассажирам немало времени и денег. С запуском МЦД-1 и МЦД-2 общественный транспорт стал доступнее более чем для четырех миллионов жителей столицы и Московской области.

21 мая исполнилось полгода с момента запуска нового уникального вида общественного транспорта — Московских центральных диаметров (МЦД). В конце ноября Президент России Владимир Путин и Мэр Москвы Сергей Собянин открыли движение поездов на МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня) и МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск). С того момента пригородная железная дорога начала работать по принципам городского транспорта, а ее пассажиры получили новые возможности.

«За полгода работы диаметры доказали успешность проекта, стали неотъемлемой частью большой транспортной системы Москвы и Подмосковья и дали огромный толчок к развитию прилегающих территорий. Уже за первые месяцы работы МЦД стало свободнее на дорогах, а метро разгрузилось до 12 процентов», — рассказал заместитель Мэра в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов

Диаметры помогли многим москвичам и жителям Подмосковья изменить привычки: они смогли строить новые удобные и логичные маршруты, которые позволяют экономить не только время, но и деньги. У многих пропала необходимость доезжать на электричке только до первой пересадочной станции с метро. Пассажиры теперь могут бесплатно перейти с железной дороги в подземку и использовать единую транспортную карту для оплаты проезда по территории столицы и области.

Больше 63 миллионов поездок

За первые полгода по маршрутам МЦД-1 пассажиры совершили более 30 миллионов поездок, а по МЦД-2 — более 33 миллионов. Цифра была бы гораздо больше, если бы не эпидемия коронавирусной инфекции.

«Со дня запуска и до введения режима самоизоляции с каждым днем диаметрами пользовались все больше пассажиров, что еще раз доказывает их востребованность. Рекорд был зафиксирован 6 марта — более 568 тысяч поездок, что на 15 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до запуска МЦД», — сообщил Максим Ликсутов.

За шесть месяцев работы самыми популярными станциями первых двух диаметров стали Одинцово, Царицыно, Беговая, Тушинская и Подольск. Больше всего пассажиров пользуются конечными и пересадочными станциями, а это еще раз доказывает успешность идеи интегрировать МЦД в единую билетную систему московского транспорта.

«За счет введения новой тарифной системы жители Москвы экономят до 50 процентов затрат на поездки, а жители Московской области — до 75 процентов. За полгода работы МЦД пассажиры смогли сэкономить 620 миллионов рублей», — сказал заммэра.

Первое время пользоваться МЦД можно было бесплатно. А с 9 декабря, когда проезд стал платным, система работает без сбоев. Турникеты и валидаторы могут считывать все виды носителей приложения «Тройка», информацию они обрабатывают быстрее других. Для удобства пассажиров улучшили систему тарифов на граничащих станциях и создали условия для пересадки между платформами некоторых станций.

Строительство и реконструкция

Сегодня на МЦД-1 и МЦД-2 58 станций. С 19 можно пересесть на метро и Московское центральное кольцо (МЦК). К 2024 году количество станций увеличится до 66, а пересадок станет 27. 

Со дня запуска диаметров на МЦД-2 открыли три новые станции: Волоколамскую, Пенягино и Остафьево. С Волоколамской можно попасть на одноименную станцию метро — расстояние между ними пешком проходят за две минуты, она стала очень популярна у пассажиров.

«Открытие новых станций МЦД позволяет перераспределить пассажиропоток, снизив нагрузку на самые загруженные станции и перегоны и делая популярнее ранее мало востребованные станции метро. К примеру, с запуском МЦД станцией метро “Волоколамская” стали пользоваться на 45 процентов больше, так как у пассажиров железнодорожного транспорта появилась новая пересадка на метро», — отметил Максим Ликсутов.

Наземное метро в шаговой доступности появилось у жителей подмосковной Павшинской Поймы, где открыли станцию Пенягино. А станция Остафьево улучшила ситуацию с транспортом в районах Новомосковского округа, где еще нет метро.

Кроме того, завершилась реконструкция станции Опалиха МЦД-2. Здесь появилась платформа с навесом, защищающим от дождя и снега, а также вестибюль с надземным переходом, лифтами и эскалаторами.

Что построят в этом году

До конца 2020 года на двух диаметрах планируют открыть еще четыре новые станции: Славянский бульвар на МЦД-1, Щукинскую, Печатники и Курьяново на МЦД-2. Кроме того, будет завершена реконструкция шести станций: Долгопрудной, Новодачной, Баковки и Сетуни (на первом диаметре), Подольска и Нахабина (на втором диаметре).

Современные вестибюли с кассами, лифтами и эскалаторами появятся на Новодачной, Долгопрудной, Сетуни и Баковке. На Новодачной уже заработала новая платформа с навесом на всю длину, здесь же откроют надземный пешеходный переход. На Долгопрудной построят две платформы и конкорс для безопасного перехода через пути. На станции Сетунь в дополнение к существующему подземному переходу, который ведет только к одной платформе, построят конкорс ко всем платформам. На Баковке появится дополнительный подземный пешеходный переход с вестибюлем. На станции Нахабино сделают новый конкорс и модернизируют платформы, а в Подольске реконструируют тоннель.

«Первой мы откроем станцию Славянский бульвар на МЦД-1. Благодаря ей у пассажиров появится удобная пересадка в теплом контуре на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии метро, а жители столичного района Фили-Давыдково получат железнодорожную станцию с возможностью пересадки на аэроэкспресс», — рассказал заммэра Москвы.

Крупные транспортно-пересадочные узлы со станциями метро образуют станции Щукинская и Печатники МЦД-2. На них тоже возведут конкорсы с лифтами и эскалаторами, над платформами соорудят навесы, защищающие от осадков. После открытия Щукинская заменит станцию Покровское-Стрешнево на МЦД-2. А с появлением станции Курьяново возможность пользоваться наземным метро и новым надземным переходом появится у жителей одноименного микрорайона.

«Кроме того, в этом году начнется строительство станций Дмитровская, Петровско-Разумовская МЦД-1 и Марьина Роща МЦД-2, благодаря которым будут созданы пересадки между диаметрами, а также строители приступят к реконструкции остановочных пунктов Тимирязевская и Лобня МЦД-1», — добавил Максим Ликсутов.

Комфортные «Иволги»

С открытием первых двух Московских центральных диаметров по ним курсировали и обычные электрички, и поезда «Иволга». На маршруте первого диаметра пассажиров также перевозят аэроэкспрессы, а на втором диаметре работают «Ласточки».

Такой принцип позволил выдержать минимальный временной интервал между поездами и обеспечить их тактовое движение. Сейчас поезда на МЦД в часы пик ездят с интервалом пять — семь минут. Чтобы пассажиры быстрее привыкли к смешанному режиму, на все составы диаметров нанесли наклейки с логотипом МЦД.

Сегодня больше половины перевозок на МЦД выполняют новейшие поезда «Иволга», спроектированные и собранные в России. В первый месяц работы диаметров по просьбам пассажиров их составы увеличили с шести и семи до 11 вагонов. Это позволило добавить больше миллиона пассажирских мест в сутки.

«Обновление подвижного состава на МЦД продолжится. По поручению Сергея Собянина в течение года перевозчик “Центральная пригородная пассажирская компания” (ЦППК) заменит все электропоезда на двух диаметрах на новые», — сообщил заммэра Москвы Максим Ликсутов.

Всего до конца года для обслуживания МЦД поступит еще 469 новых вагонов, в которых число посадочных мест увеличено на 15 процентов, установлены современные системы кондиционирования и очистки воздуха.

МЦД в период пандемии

«Безопасность и здоровье пассажиров и сотрудников — самое главное для нас, потому, несмотря на снижение пассажиропотока во время режима самоизоляции, мы с каждым днем только усиливаем меры профилактики», — рассказал Максим Ликсутов.

Станции диаметров обрабатывают специальными средствами каждые два часа. 12 раз в день дезинфицируют турникеты, валидаторы, билетные автоматы, кассовые окна, информационные стенды и другие поверхности, с которыми контактируют пассажиры. С начала апреля каждый элемент инфраструктуры на станциях МЦД обработали около 600 раз.

Трижды в день — ночью, перед утренним и вечерним часами пик — проводят влажную уборку и дезинфекцию в поездах. Во время ночной стоянки весь подвижной состав обрабатывают холодным паром. Технология позволяет бесконтактно обрабатывать все поверхности, в том числе труднодоступные места. На дезинфекцию одного поезда требуется около полутора часов. С начала апреля каждый состав продезинфицировали этим способом около 50 раз. Также в поездах работают системы обеззараживания воздуха, которые способны уничтожать до 100 процентов микробов.

Обработкой станций и поездов занимаются более 220 сотрудников ЦППК. Для дезинфекции они используют средства без хлора и запаха, рекомендованные Роспотребнадзором. На обработку уже ушло более двух миллионов литров дезинфицирующего раствора.

Кассиры, контролеры и локомотивные бригады перед каждой сменой проходят медицинский осмотр с измерением температуры. Их обеспечивают медицинскими масками, перчатками и антисептиками для рук.

На станциях и в поездах МЦД пассажирам рассказывают, как защитить себя от заражения. На обоих диаметрах развесили более тысячи плакатов с информацией о том, что делает московский транспорт для защиты пассажиров и какие меры предосторожности необходимо соблюдать. Регулярно звучат аудиосообщения об обязательном ношении масок и перчаток в общественном транспорте, а также информация о первых симптомах инфекции.

Соблюдать безопасное расстояние 1,5–2 метра друг от друга пассажирам помогает специальная разметка перед кассами, автоматами по продаже билетов и турникетами. Для нее использовали более километра напольных полос контрастного цвета. На дверях станций и в кассовых зонах наклеили полторы тысячи стикеров с напоминанием о необходимости носить маски и перчатки в общественном транспорте.

На Московских центральных диаметрах устанавливают санитайзеры. Аппараты для обработки рук есть уже на 23 станциях. В ближайшее время диспенсеры появятся и на других остановочных пунктах. Каждый пассажир может воспользоваться устройствами бесконтактно, а также приобрести одноразовые перчатки и маски в более чем 100 кассах. 

Пассажирские сервисы

Перед запуском движения по МЦД-1 и МЦД-2 схему диаметров нанесли на карту в приложении «Метро Москвы», чтобы пассажиры могли построить новые маршруты и увидеть места пересадок. За полгода работы МЦД пользователи построили более 2,6 миллиона маршрутов в приложении, в том числе с использованием линий диаметров.

«Приложение “Метро Москвы” развивается параллельно с диаметрами, мы постоянно совершенствуем его и внедряем новые функции. Уже после запуска были добавлены видеоинструкции перехода со станций метро на станции МЦД, а также информация о стоимости проезда на МЦД», — отметил заммэра Москвы.

В приложении есть вкладка «МЦД», по которой можно перейти на страницу диаметров, где публикуется вся актуальная информация о проекте.

На сайте метро также есть страница проекта. В разделе «Схема МЦД» можно построить маршрут движения с учетом диаметров, рассчитать стоимость поездки и проследить, как будут списываться деньги с карты «Тройка». Со дня запуска официальной страницы диаметров именно раздел «Схема МЦД» стал самым популярным у пассажиров, его посмотрели более 1,7 миллиона человек. Всего же со дня запуска страницу диаметров посетили более 7,5 миллиона раз. Ежедневно на нее заходят около трех тысяч уникальных пользователей.

Еще один популярный раздел сервиса — «Часто задаваемые вопросы». Помимо ответов, там есть форма обратной связи, где можно задать вопрос или оставить предложение по развитию нового наземного метро. С помощью этой формы пользователи отправили более 10 тысяч сообщений и вопросов.

Всю актуальную информацию об МЦД также можно получить на официальных страницах проекта в «Твиттере», «Фейсбуке», «Инстаграме» и в социальной сети «В контакте»

Павильон МЦД

Еще более подробно познакомиться с Московскими центральными диаметрами можно в демонстрационном павильоне, который работает с конца 2018 года на площади у Киевского вокзала. Об МЦД здесь рассказывают с помощью современных технологий: виртуальной и дополненной реальности, проекций, мэппинга, голограмм и многого другого. Главный экспонат — полноразмерный макет вагона поезда «Иволга», какие перевозят пассажиров на обоих диаметрах.

«С момента открытия павильон посетили уже более 220 тысяч человек. До введения режима самоизоляции он был постоянной площадкой для городских мероприятий: культурных, образовательных и спортивных. Здесь проходили лекции историков, экскурсоводов, журналистов и участников проекта МЦД, которые рассказывали об истории и будущем транспорта Москвы и мира», — сказал Максим Ликсутов.

С 19 марта сотрудники павильона перешли в онлайн. «К полугодию Московских центральных диаметров павильон организовал онлайн-квиз, посвященный МЦД, железной дороге и московскому транспорту в целом. А после окончания режима самоизоляции будет разработана специальная программа онлайн-мероприятий от павильона», — сообщил заммэра Москвы.

За последний месяц было организовано больше десятка мероприятий в официальном инстаграм-аккаунте МЦД: лекции, экскурсии, розыгрыш книг и фитнес-тренировки онлайн. Их посмотрели более 20 тысяч пользователей.

Демонстрационный павильон организовал их совместно с АО «Трансмашхолдинг», Московским планетарием, Молодежным советом Департамента здравоохранения Москвы, Московской школой кино, Московским паркингом и Красногорским филиалом Музея Победы. На лекциях обсуждали самые разные темы — от архитектуры и производства современных поездов до ситуации на рынке труда, игры в шахматы и нейрохакинга. Среди мероприятий также была онлайн-встреча с единственной в России женщиной — машинистом электропоезда Еленой Лысенко-Салтыковой. 

Мой район