Ко дню рождения метро: Главархив опубликовал фотографии станций, открытых в 1950-е годы

Эти материалы не были доступны широкому кругу посетителей.

В день рождения Московского метрополитена Главархив опубликовал материалы, которые не были доступны широкому кругу посетителей. Это пять фотоальбомов, отражающих развитие метро в начале 1950-х годов. Более 70 фотографий можно увидеть в виртуальном музее «Москва — с заботой об истории» в разделе «Медиатека», подразделе «Фотолетопись Москвы».

«Москву сложно представить без метро. Вот уже 87 лет оно помогает жителям перемещаться по городу и часто существенно экономить время в дороге. Идея о строительстве метро возникла в начале ХХ века, но мощным толчком стала метель в 1931 году. Тогда Москву замело настолько, что наземный транспорт просто не смог обслуживать пассажиров. Через четыре года появилось метро, которое до сих пор только растет год от года. В Главархиве Москвы хранится множество материалов по истории метрополитена, с которыми мы постоянно знакомим горожан. Сейчас мы публикуем пять фотоальбомов, благодаря которым можно увидеть, как выглядели всем известные станции более полувека назад», — рассказал начальник Главного архивного управления города Москвы Ярослав Онопенко.

У первого фотоальбома интересная история. В 1951–1953 годах без лишних упоминаний в прессе и безо всякой огласки строили три станции глубокого заложения — для замены существующих на Арбатском радиусе. Новые станции формально открылись 5 апреля 1953 года. Поезда пошли от «Площади Революции» по новым тоннелям к «Арбатской», затем к «Смоленской» и «Киевской». Станции прежнего радиуса закрыли. Позднее, в 1956-м, они стали первыми станциями новой линии — Арбатско-Филевской (сейчас — Филевская линия).

К открытию новых станций в Московском метрополитене подготовили фотоальбом, демонстрирующий виды и особенности оформления их наземных вестибюлей и подземных сооружений: эскалаторных шахт, перронных залов и платформ. В альбом вошло 16 черно-белых фотографий.

Остальные четыре фотоальбома связаны с историей строительства четвертой очереди метро — будущей Кольцевой линии. В Главархиве сохранились альбомы, демонстрирующие элементы архитектурного и художественного оформления пяти ее станций, построенных в 1949–1954 годах. В альбомах показаны станции первого участка: «Курская», «Калужская» (в 1961-м переименована в «Октябрьскую») и «Таганская». Также есть альбом, где представлены виды двух станций, в 1954 году замкнувших подземное кольцо: «Киевской» и «Краснопресненской».

У первого фотоальбома интересная история. В 1951–1953 годах без лишних упоминаний в прессе и безо всякой огласки строили три станции глубокого заложения — для замены существующих на Арбатском радиусе. Новые станции формально открылись 5 апреля 1953 года. Поезда пошли от «Площади Революции» по новым тоннелям к «Арбатской», затем к «Смоленской» и «Киевской». Станции прежнего радиуса закрыли. Позднее, в 1956-м, они стали первыми станциями новой линии — Арбатско-Филевской (сейчас — Филевская линия).

К открытию новых станций в Московском метрополитене подготовили фотоальбом, демонстрирующий виды и особенности оформления их наземных вестибюлей и подземных сооружений: эскалаторных шахт, перронных залов и платформ. В альбом вошло 16 черно-белых фотографий.

Остальные четыре фотоальбома связаны с историей строительства четвертой очереди метро — будущей Кольцевой линии. В Главархиве сохранились альбомы, демонстрирующие элементы архитектурного и художественного оформления пяти ее станций, построенных в 1949–1954 годах. В альбомах показаны станции первого участка: «Курская», «Калужская» (в 1961-м переименована в «Октябрьскую») и «Таганская». Также есть альбом, где представлены виды двух станций, в 1954 году замкнувших подземное кольцо: «Киевской» и «Краснопресненской».

Помимо новых фотоальбомов, в виртуальном музее можно познакомиться со снимками, которые опубликовали к 85-летию метро. Посмотреть их можно в «Фотолетописи Москвы». Самые ранние снимки относятся к 1932 году, когда метро только начали строить, — на них запечатлены первые метростроевцы во время работы и отдыха. Также на фотографиях можно увидеть интерьеры станций, пассажиров, машинистов, рабочие процессы: например, ремонт, уборку и строительство новых станций. Самые поздние фотографии относятся к моменту, когда были открыты станции метро «Коммунарка», «Рассказовка» и «Некрасовка».

Мой район