Москва вошла в список мировых лидеров по качеству школьного образования

Исследование проводилось в прошлом году и затронуло более чем 80 стран и территорий.

Московские школьники улучшили уровень читательской грамотности и входят в тройку лучших в мире, по математической — в пятерку, а по уровню естественно-научной грамотности — в шестерку. Таковы результаты исследования, которые провела Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (The Programme for International Student Assessment).

Исследование проводилось в прошлом году и затронуло более чем 80 стран и территорий. Москва приняла участие в нем как отдельная территория и как регион в составе Российской Федерации. Эксперты оценивали знания 7289 учащихся в возрасте 15 лет из 151 образовательной организации столицы.

«PISA — это одно из основных исследований по оценке качества образования на международном уровне. Оно оценивает, как школьники используют знания, полученные во время учебы, на практике. Результаты Москвы очень высокие. Если убрать несопоставимые по количеству населения регионы, то, по итогам исследования PISA 2018, столица обошла прежних признанных лидеров: Финляндию, Канаду, Южную Корею. Надеюсь, что опыт Москвы будет полезен другим регионам», — отметил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.

Школьники выполняли тесты на компьютере, а руководство школ отвечало на вопросы специальной анкеты. Приоритетным направлением исследования 2018 года стала читательская грамотность, кроме того, появилось новое направление — глобальные компетенции.

«Благодаря тому что в Москве всем школьникам обеспечены равные возможности для получения качественного образования, они демонстрируют высокий уровень по всем направлениям исследования: читательской грамотности, поиску информации, определению разницы между фактами и мнениями. Как результат, Москва по уровню знаний школьников обогнала Канаду и Ирландию, с которыми находилась на равных позициях в рейтинге 2016 года, уступая лишь нескольким провинциям Китая и Сингапуру», — добавил руководитель департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер.

Москве удалось улучшить результаты 2016 года. Тогда столичные школьники занимали шестую строчку в международном рейтинге. По уровню естественно-научной грамотности столичные школы заметно улучшили свои результаты, поднявшись сразу на шесть пунктов — с 12-го места в 2016 году на шестое в 2018-м. По всем направлениям исследования результаты москвичей оказались лучше общероссийских.

«Итоги международного исследования показывают, что мы смогли не только сохранить свои позиции в рейтинге, но и существенно улучшить результаты, став одними из лидеров школьного образования в мире. Это еще раз доказывает, что все изменения в столичном образовании за последние восемь лет были правильными и действительно повысили его качество. Я надеюсь, что это исследование, как и другие результаты, которые говорят о росте качества образования в столице, поставят окончательную точку в обсуждении, в правильном ли направлении движется Москва в модернизации образования. Достичь таких результатов позволила выбранная еще в 2011 году Мэром Москвы стратегия, направленная не на то, чтобы создавать отдельные лучшие школы, а на то, чтобы обеспечить всем школам города равные возможности и, соответственно, требовать от них хорошего образования независимо от того, в каком районе они расположены. Чтобы московские родители отдавали ребенка в школу рядом с домом, понимая, что там будет качественное образование и их ребенок будет подготовлен к поступлению в хорошие московские вузы», — отметила Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. 

Результаты Москвы по итогам исследования PISA

PISA (The Programme for International Student Assessment) — крупнейшая международная программа оценки учебных достижений, которую реализует Организация экономического сотрудничества и развития. Эти тесты помогают оценить грамотность пятнадцатилетних школьников по математике, чтению и естественным наукам. Программа PISA действует с 2000 года.

Школа как трамплин

Город уделяет особое внимание качеству школьного образования, а высокие результаты PISA стали независимой оценкой этих реформ. Сегодня у каждого учащегося независимо от места проживания в столице есть все возможности для раскрытия своих талантов и способностей. Во всех школах, в том числе в частных, введено равное финансирование, что гарантирует качественное образование всем москвичам.

Сейчас размер норматива для школ на одного человека составляет 125–160 тысяч рублей в год. В проекте бюджета на 2020 год увеличен норматив финансирования — он составит до 175 тысяч рублей на школьника.

На смену более чем четырем тысячам маленьких школ и детских садов со скромными бюджетами, возможностями и результатами пришли 537 больших школ. Количество зданий при этом осталось прежним. Школы оснащены самым современным оборудованием. В общеобразовательных учреждениях представлен широкий выбор образовательных направлений, не менее трех профилей обучения, кружков дополнительного образования, в которых занимаются более одного миллиона детей в возрасте от пяти до 18 лет.

В рамках проекта по предпрофессиональному образованию в каждом районе Москвы открыты инженерные, академические, медицинские, кадетские, ИТ-классы и Московский предуниверситарий. В них обучаются более 40 тысяч человек. Задачей проекта стало формирование у учеников умений и навыков, которые помогут им стать успешными и востребованными специалистами.

Проект по предпрофессиональному образованию служит основой для создания уникальной образовательной среды — школ старшеклассников. Первые три такие школы открыли в 2018 году на базе корпусов школ № 1502, 1560 и 2097. Здания превратили в уникальные пространства, похожие на вузы. Наряду с учебными классами появились лекционные аудитории, а лаборатории оснастили современным оборудованием, которое позволяет проводить исследования и эксперименты, заниматься наукой.

Сейчас в школах старшеклассников получают образование ученики 10-х и 11-х классов. Скоро число таких школ увеличится, а учеников в них станет больше. Благодаря этому у молодых людей раньше появится возможность выбрать будущую профессию и углубленно изучать предметы школьной программы.

Московские школьники показывают высокие результаты на всероссийских и международных соревнованиях. В этом году 946 москвичей из 228 школ стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников. На мировых соревнованиях ребята завоевали 18 медалей, 13 из них — золотые. По результатам ЕГЭ свыше 23,4 тысячи школьников набрали более 220 баллов по трем предметам. Это почти в три с половиной раза больше, чем в 2010 году. Стало больше выпускников, поступающих на бюджетные места в топовые вузы. Например, в 2,3 раза увеличилось количество «бюджетников» в Московском физико-техническом институте, в 2,6 раза — в Первом московском государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова и в 1,3 раза — в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».

Новые возможности

Сегодня уроки проходят не только в школах, но и на городских площадках. В Москве реализуются проекты «Учебный день в музее», «Урок в Москве» и олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы». Более миллиона школьников посетили за шесть лет «Субботы московского школьника». Бесплатные занятия для школьников проходят в вузах, на предприятиях, в музеях и колледжах.

Город стимулирует и учителей. Средняя зарплата по итогам девяти месяцев выросла до 117,5 тысячи рублей. Также педагоги могут получать гранты за успешную работу, вклад в развитие проекта «МЭШ», доплату за классное руководство, повышать квалификацию в вузе по своему выбору или проходить курсы на портале дополнительных профессиональных программ. Сегодня открыто более 690 курсов.

Также улучшилась система профессиональной диагностики. За последние годы создана система независимой оценки, которая помогает педагогам выявить свои слабые места, чтобы повысить квалификацию.

Кроме того, в московских школах обновляется материально-техническая база и внедряется цифровая среда. Они оснащаются высокоскоростным доступом в интернет через Wi-Fi, интерактивными панелями. Свыше 43 тысяч московских учителей обеспечены персональными ноутбуками. В некоторых школах есть целые ИТ-полигоны.

Уже три года работает проект «Московская электронная школа». Школьники могут найти с его помощью все материалы для подготовки к урокам и повторения пройденного материала. Сейчас в библиотеке «МЭШ» представлено свыше 39 тысяч сценариев уроков, более 1500 учебников и учебных пособий, свыше 82 тысяч интерактивных образовательных приложений, созданных учителями города и ИТ-компаниями, а также большое количество заданий, соответствующих содержанию ОГЭ и ЕГЭ. Это позволяет школьникам готовиться к контрольным, экзаменам и олимпиадам.

Проект полезен и родителям. Целая система сервисов «МЭШ» позволяет меньше беспокоиться о ребенке. Ежедневно более чем 600 тысячам родителей приходят сообщения о посещении школы и питании детей. Электронный журнал ежедневно просматривают свыше 500 тысяч человек.

Более 1,2 миллиона раз москвичи воспользовались сервисом «Самодиагностика». С его помощью можно повторить пройденный материал и подготовиться к контрольным. А электронный дневник и журнал в «МЭШ» облегчили жизнь учителя, освободив его от бумажной работы.


Мой район