«Люк, я твой отец!»
Эту знаменитую фразу Дарта Вейдера знают даже те, кто не знаком с франшизой «Звездных воин». Это откровение полностью переосмысливает «Новую надежду» и создает некоторые из самых драматических и пронзительных моментов в ее продолжении — «Возвращении джедая».
Люк использует свою привязанность к отцу, чтобы пробудить то хорошее, что осталось в Вейдере, что делает «Возвращение джедая» прекрасным завершением как оригинальной трилогии, так и истории Энакина Скайуокера.
Однако всё могло пойти совершенно в другом ключе. В изначальном сценарии Дарт Вейдер должен был сказать: «Оби-Ван убил твоего отца». И это полностью поменяло бы весь контекст второго и третьего фильма:
Учитывая, что Оби-Ван показан джедаем-героем и добрым наставником Люка, это изменило бы тон саги в мрачном направлении. Открытие того, что он убил Энакина, имело бы тревожные последствия в «Возвращении джедая», которые, вероятно, поставили бы его во вражду с Люком Скайуокером.
Чтобы Оби-Ван убил Энакина, один из них должен был бы перейти на темную сторону. В случае Энакина, он мог переметнуться вслед за Вейдером, и его конфликт с Оби-Ваном закончился бы чем-то нехорошим.
Возможно, Палпатин готовился организовать гибель и Вейдера, и Энакина (или Оби-Вана). Это придало бы больший повествовательный вес предупреждению Оби-Вана и Йоды о том, что Люк не должен недооценивать Императора. А Оби-Ван, убив Энакина, переиначил бы слова Йоды о том, что темная сторона будет вечно доминировать над его судьбой.
Для Оби-Вана его пребывание на Татуине было бы сродни изгнанию, как способ вернуться на путь джедая. В случае Энакина это был бы знак того, что старшие джедаи относятся к своим врагам почти так же безжалостно, как ситхи.
Дарт Вейдер был бы гораздо менее симпатичен в этой версии саги. Не будь у него такого же прошлого, как у Энакина, Люк, возможно, не был бы так мотивирован искупить его. Вейдер, скорее всего, все равно умрет к концу «Возвращения джедая», но Люк (а значит, и зрители) мог бы увидеть в нем гораздо более сложного персонажа.
Искупление Дарта Вейдера в «Возвращении джедая» будет мотивировано не желанием Люка спасти своего отца, а, скорее всего, призраками Оби-Вана и Энакина, которые расскажут Люку о своем опыте общения с темной стороной. Люк может настаивать на том, что Вейдер должен быть убит за весь тот вред, который он причинил его семье и всей галактике.
Оби-Ван и Энакин убеждали бы его увидеть нюансы в его падении и признать, что старые пути джедаев были несовершенны. «Звездные войны» были бы в целом мрачнее, если бы использовали другой поворот в «Империи наносит ответный удар», но она все равно закончилась бы на обнадеживающей ноте для Люка и будущего джедаев.