И грянул "Майор Гром: Чумной Доктор": рецензия на первый российский кинокомикс

Обозреватель "Вокруг ТВ" Илона Егиазарова рассказывает о том, насколько отечественным производителям удалось приблизиться к западным образцам.

Дети всегда подражают взрослым: носят их туфли и одежду, мажут губы маминой помадой и играют папиными ключами от машины. Появление на отечественных экранах первой экранизации российских комиксов напоминает этот процесс, только дети совсем уже не малыши и способны копировать «родителей» довольно точно. Фильм «Майор Гром: Чумной Доктор» уже назвали калькой «Джокера» и прочих супергеройских голливудских фильмов. И часть претензий, бесспорно, справедлива. И тем не менее есть в картине и обаяние, и чисто российская повестка.

Создатели фильма просили воздержаться от пересказа сюжетных поворотов, поэтому ограничимся вводными. Питер, наше время. На стаже города – родная полиция. Большую часть работы отдела УВД выполняет майор Игорь Гром – лихой красавец с кнопочным телефоном, в кепке и коричневой кожанке, наделенный недюжинной силой, испытывающий острую ненависть к преступникам и готовый идти до конца. В этом смысле он сильно напоминает Глеба Жеглова, жестко декларировавшего, что «вор должен сидеть в тюрьме». Как и герои западных комиксов, Гром рано потерял отца, он одиночка, и у него проблемы с доверием. Друзей у него практически нет, только начальник отдела полковник Прокопенко относится по-отечески и может пропустить с ним рюмочку вечерком. С любовью тоже беда – какая девушка согласится жить с человеком, который пропадает сутками на работе и в доме которого нет ни чайного пакетика, ни двери в туалет? Майора Грома периодически увольняют из органов — за самоуправство и превышение полномочий, и отдел делает ставки на то, когда же его уход окажется окончательным и бесповоротным. Громова же дико бесит ситуация, когда с трудом пойманный преступник очень скоро выходит на свободу – из-за связей и продажных судов. И как выясняется, не одного его.

Кадр из фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»

В Питере начинает орудовать Чумной Доктор. Объявив, что город безнадежно болен «чумой беззакония», он принимается «санитарить в лесу» — убивать богачей, бессовестно наживающихся на человеческих страданиях и избегающих наказания при помощи денег и «мохнатых лап». Чумной Доктор обладает дьявольскими суперспособностями – например, может извергать огонь, уничтожающий все на своем пути. По сути он творит справедливость, но действует жестоко и не по закону. Кто же это? Над загадкой зритель будет биться до последних кадров.

Многократно опробованные лекала Marvel и DC узнаваемы — уши торчат из каждого куста. Питер, особенно ночной, подозрительно похож на Готэм — кучи мусора, свалки, атмосфера тревоги и страха. Злодеи карикатурны, положительные герои имеют травматическое прошлое. Отделение полиции, располагающееся в Мраморном дворце, напоминает ведомство копов где-нибудь в Нью-Йорке или Лондоне – стильный особняк, с богатой и, похоже, старинной внутренней отделкой, опенспейс, в котором сотрудники одновременно выслушивают жалобы жителей города… Персонал напоминает кретинов из американской «Полицейской академии» — и лица глупые, и ходят исключительно стаей. Форма тоже по-американски нарядная. К удостоверению оперов почему-то прилагаются жетоны. Их можно эффектно бросить на стол начальнику в критический момент. И конечно, в фильме есть злой полицейский, крыса (Михаил Евланов). И тут настало время поговорить о ментальных отличиях «Майора Грома» от западных образцов. Эта самая полицейская крыса, конечно, из Москвы. Добрая порция фильма посвящена высмеиванию «высоких отношений» двух столиц, и интеллигентные питерцы как всегда выигрывают. Еще одно важное отличие — наш супергерой Гром не обладает никакими суперспособностями. Он не умеет летать, ползать по отвесным стенам. Даже его способность к аналитическому мышлению — а Игорь постоянно прокручивает в голове разные варианты возможного развития событий, подстегивая себя словами «Думай, думаай!, — подается комично.

Основная удача «Майора Грома: Чумной Доктор» — Тихон Жизневский в главной роли. Актер, обладающий незаурядной органикой, со своеобразным голосом и дикцией, рослый и поджарый – такого конечно, не забудешь. А как он смотрится в ванной (Тихон специально худел и качался для фильма)! Голый торс – едва ли не самый эффектный кадр фильма, в котором все взрывается, горит и рушится. Как известно, в основу выходящей в свет картины положена короткометражка 2017 года «Майор Гром», в ней сыщик ловил банковских налетчиков, скрывающих лица под масками советских мультяшных хоккеистов (с этого эпизода и начинается полнометражный фильм). В первой картине Грома играл Александр Горбатов, который только что солировал в сериале Первого канала «Угрюм-река», и кто-то считает, что и актера, и режиссера (а короткометражку снимал Владимир Беседин) надо было оставлять прежних. Но, видимо, сыграть и Прохора Громова, и Майора Грома — это все-таки жирновато для одного актера. Ну, а если без смеха, по мне, у Тихона Жизневского, чудесным образом совпадающего со своей фамилией, побольше витальности, положительной харизмы и возможностей генерировать юмор.

Алексей Маклаков и Тихон Жизневский в фильме «Майор Гром: Чумной Доктор»

На подтанцовках у Жизневского колоритный ансамбль. Алексей Маклаков в роли полковника Прокопенко — «смех и радость он приносит людям». Любовь Аксенова в роли отчаянной блогерши традиционно профессиональна и обаятельна – удивительно, ей идут абсолютно парики любых цветов. Что до Сергея Горошко, играющего роль состоятельного юноши Сергея Разумовского, придумавшего новую соцсеть «Вместе» с защищенной системой пользовательских данных, то у меня сложилось впечатление, что авторы хотели на эту роль позвать Ивана Янковского, но не смогли договориться: черты лица, длинные прямые волосы, нервный изгиб губ… Совсем таким же, да еще и богачом, придумавшим мобильное приложение и отказавшимся сливать пользовательскую базу ФСБ, Янковский предстал в сериале «Топи» и, кстати, там он тесно взаимодействовал в кадре с Тихоном Жизневским. И конечно, и Иван, и Сергей изображали образ реального человека — Павла Дурова.

Если говорить о спецэффектах, то к ним нет претензий – я в принципе не люблю трюковое кино, но тут масштаб потраченных денег (640 млн рублей) виден. У государства создатели фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» средств не брали — вложился частный инвестор. Можно представить, каких административных усилий и финансов потребовала сцена, когда грузовик с прицепленной перевернутой инкассаторской машиной врывается на Сенатскую площадь и останаваливается аккурат напротив Зимнего дворца. А несущееся по городу авто с вываливающимися на улицы пачками долларов, евро и пятитысячных рублей?! Создатели, а это режиссер Олег Трофим и целых семь (!) сценаристов говорят, что пользовались компьютером мало, а стало быть и машины переворачивались, и огонь зверствовал — да где, прямо в сердце культурной столицы — по-настоящему.

Чумной Доктор. Кадр из фильма

А теперь главный вопрос: месседж. Фильм создавался по мотивам одноименных комиксов Bubble (кстати, вышел уже сотый номер журнала). Генеральный директор и основатель издательства Артем Габреэлянов занимается этой деятельностью с 2011 года. Создав русских супергероев, Артем вышел на полную самоокупаемость к 2015-му, а в 2020 году, по его словам, комиксы принесли издательству 44 млн рублей. Любопытно, что одним из сооснователей издательства, придумавшим облик и Майора Грома, и Бесобоя является художник Андрей Васин, который достался Артему по наследству от отца – Арама Габреэлянова, главы издательского дома News Media. Васин, кстати, говорил, что выбор Майора Грома в качестве первого персонажа для кино объяснялся… дешевизной: поскольку в отличие, скажем, от Бесобоя, Гром не обладает суперспособностями, сильно заморачиваться на разработку его образа не пришлось.

Возвращаясь, к Араму Габреэлянову, когда-то он тоже выпускал комиксы — его издательства назывались «Сережка» и «Арбуз». Сейчас медиамагнат специализируется на новостной и политической повестке, и взгляды его можно обозначить как «патриотические». Мог ли его сын и продюсер «Майора Грома» Артем Габреэлянов создать острое, протестное высказывание? Вряд ли. Так почему же многие сегодня вменяют в вину фильма «неправильную» идеологическую направленность?! В «Майоре Громе» есть линия, когда общество, раскаченное Чумным Доктором, выходит на улицы, и кто-то начинает восстанавливать социальную справедливость по собственному разумению – грабят награбленное, крушат все подряд. Движение оформляется в организацию «Гори, гори ясно», и действует оно с яростью неонацистов. Подобное мы уже видели в «Джокере», и это производило сильное впечатление, звучало как мощное предупреждение. В процессе подготовки «Майора Грома» многие писали, что фильм будет некоей иллюстрацией современной российской политической обстановки и что под маской Чумного Доктора мы угадаем Навального. Тизер 2018 года, в котором Чумной Доктор призывал сторонников запускать бумажные самолетики в знак того, что люди не согласны с системой и требуют перемен, взорвал интернет. Кто-то обвинял авторов готовящегося фильма в либерализме, кто-то надеялся на переход Габреэляновых из одного лагеря в другой, кто-то называл их «овчарками режима», заигрывающими с оппозицией. Но в итоговой версии фильма политических аллюзий нет, образ Навального не считывается и никакие белые самолетики не летают. А месседж вырисовывается такой: баррикады — это страшно, протесты вырождаются в хаос, кровь и беспредел. Руководят ими, как правило, маньяки и безумцы. И лучший способ добиться перемен — это произвести их не снизу, а сверху. В фильме власть реагирует на развившуюся ситуацию судебной реформой… Наверное, такой финал действительно способен разочаровать людей с определенной гражданской позицией, с другой стороны, не наивно ли ждать от развлекательного фильма функции политической декларации?

Создатели «Майора Грома» хотят собрать в прокате минимум 1,5 млрд рублей, эта цифра даст им возможность приступить к съемкам новой картины и начать разработку своей киновселенной. Я так и вижу этот мерч — кепки, коричневые кожанки и конечно, сеть фастфудов, изготавливающих исключительно питерскую шаверму — ее Майор Гром за фильм съедает килограммы. А ведь у первого русского кинокомикса именно этот привкус — шавермы — эдакой смеси острого, сладкого, овощного и мясного, предназначнной для перекуса на ходу, впрочем, местами вкусного.

Смотрите фильм «Майор Гром: Чумной Доктор» в кинотеатрах с 1 апреля.

Мой район