На глубине метро: как устроен Северо-Западный тоннель

Кто наблюдает за транспортом в тоннеле, как работают инженерные системы и для чего нужны трансформаторные подстанции?

Под природоохранной зоной Серебряноборского лесничества проходит уникальный по своей конструкции Северо-Западный тоннель. Он представляет собой комплекс из трех двухъярусных тоннелей. Максимальная глубина заложения — 44 метра.

По нижним ярусам едут поезда Арбатско-Покровской линии метро. В тоннеле проходит часть самого протяженного перегона столичной подземки "Крылатское" — "Строгино": между этими станциями более 6,6 километра. Пассажиры, которые едут от "Крылатского", могут понять, что поезд уже находится в Северо-Западном тоннеле, когда проедут небольшую техническую платформу — это эвакуационный выход у южного створа сооружения. Верхние ярусы тоннеля — для автомобильного движения, это часть проспекта Маршала Жукова. Между двумя основными тоннелями длиной по 3126 метров есть малый — сервисный. Его протяженность — 1,5 километра. Он нужен для коммуникации и, в случае необходимости, эвакуации людей.

Тоннели прокладывали проходческим щитом весом 150 тонн и диаметром 14,2 метра. Движение автомобилей здесь открыли 27 декабря 2007 года, а поездов метро — в январе 2008-го.

Наблюдение и контроль: диспетчерская

В центральном диспетчерском пункте есть большая схема всех систем тоннеля — пожаротушения, газоочистки, видеонаблюдения, оповещения. Верхняя полоса обозначает правый тоннель, нижняя — левый, а средняя — сервисный.

На стене висят мониторы, на них выводится изображение с камер наблюдения на автотранспортном ярусе. Диспетчеры следят за движением, и если возникает авария, направляют на место происшествия эвакуатор, который находится в постоянной готовности. На получение сигнала, отправку техники и эвакуацию транспорта в безопасное место уходит, как правило, не более получаса.

Команда диспетчеров наблюдает также за содержанием и эксплуатацией тоннеля, системами пожаротушения, видеонаблюдения, оповещения, водоснабжения, газоочистки и радарного контроля скорости движения. Когда возникает неисправность, дежурную бригаду оперативно направляют ее устранить.

По словам начальника участка эксплуатации тоннелей большой протяженности "Гормост-ТСБ" Федора Маху, чаще всего затруднения происходят в выходные.

"При необходимости, если требуется дополнительное вмешательство, операторы могут в ручном режиме включить еще и дополнительные вентиляторы, оборудованные для соблюдения требований и норм контроля за воздухом в тоннеле", — рассказал Федор Маху.

Если возникнет возгорание, автоматически сработают системы водяного и пенного пожаротушения. Затем диспетчеры организовывают и контролируют эвакуацию транспорта и ликвидацию последствий тушения.

Поезда метро за стеной: коллектор

Коллекторы заложены глубоко под землей — спустившись в них, можно услышать, как за стеной едут поезда метро. В коллекторах проходят кабельные коммуникации и те, что связаны с системой пожаротушения. Кроме того, здесь есть силовые конструкции, с помощью которых управляют клапанами, газовым пожаротушением и шкафами АВР — автоматического ввода резерва.

Обслуживает коллектор инженерная служба участка. Существует специальный график планово-предупредительного ремонта (ППР) — несколько раз за смену сотрудники обходят коллекторы и смотрят, не появилось ли неисправностей. Однако за большинством систем дистанционно следят диспетчеры.

"Специалисты несколько раз в день обходят коллекторы, скажем так, основные точки, где есть какие-то инженерные системы, важные узлы. Мониторят их, осматривают и по мере необходимости, предусмотренной графиком ППР, выполняют регламентные работы — протяжку соединений, болтовых контактов — в зависимости от назначения инженерной системы", — пояснил главный инженер участка Дмитрий Величкин. Вентиляционные камеры

В тоннеле есть вентиляционные камеры — по четыре в каждом конце. Ближе к выходам расположены вытяжные, немного дальше от них — приточные. Приточные вентиляторы набирают воздух снаружи и подают его в тоннель, а вытяжные втягивают воздух и выводят его в атмосферу.

Прежде чем пройти через вытяжные вентиляторы, воздух попадает в систему очистки. Сначала происходит грубая очистка, затем — ионная обработка.

В каждой камере три вентилятора. Мощность двигателей вытяжных — около 1,1 мегаватта, а приточных — около 800 киловатт. Скорость потока воздуха регулируют лопасти в зависимости от заданных параметров, их можно установить со шкафа управления в камере или с автоматизированного рабочего места в центральном диспетчерском пункте.

У вентиляции несколько режимов, для каждого определена производительность — установлены угол поворота лопасти и необходимое количество работающих вентиляторов.

Их работу обеспечивает автоматизированная система управления технологическими процессами. Если в тоннеле повышается уровень загазованности, система контроля параметров газовоздушной среды передает специальный сигнал.

Трансформаторные подстанции

Восемь трансформаторных подстанций в коллекторе подают энергию в вентиляционные камеры.

В подстанциях находится по 14 ячеек-контроллеров с четырьмя вводами. В них поступает энергия с четырех питающих центров, расположенных в десятках километров друг от друга. Это сделано для того, чтобы в случае повреждений обеспечить бесперебойную работу тоннелей.

Если на одном из вводов напряжение пропадает, оно автоматически включается на другом. Контроллерами можно управлять дистанционно — из центрального диспетчерского пункта.

Трансформаторные подстанции устроены так, чтобы тоннель работал безаварийно.

"Если не будет непреодолимых катаклизмов, люди будут защищены на 100 процентов. Этого и пытались добиться во время принятия проектного решения при конструировании тоннеля", — подчеркнул Дмитрий Величкин.