Движущая сила: как устроены рабочие будни машинистов МЦД

21 ноября Московским центральным диаметрам исполняется три года. Рассказываем о людях, которые управляют поездами и соединяют центр столицы с другими районами и Подмосковьем.

Запуск Московских центральных диаметров в ноябре 2019 года стал почти такой же сенсацией, как появление паровоза в ХIХ веке. Для многих горожан и жителей Подмосковья путь на работу стал более быстрым и удобным, а у многих появился новый прямой маршрут. Более чем с 20 станций МЦД можно пересесть на Московское центральное кольцо (МЦК) и метро. Интервал движения поездов на железной дороге в час пик сократился до пяти — семи минут. Кроме того, оплачивать проезд по МЦД можно картой «Тройка», а пересадка на метро и МЦК бесплатная при оплате по тарифу «Кошелек». 

О том, кто и как управляет поездами МЦД, чем отличаются поезда «Иволга» от других локомотивов, какими терминами обязательно владеет машинист — в материале mos.ru.

Умные поезда

Наша съемочная группа встречается в депо компании «Аэроэкспресс» около Белорусского вокзала. В разные стороны здесь расходятся рельсы, на которых ждут своего «вылета» поезда МЦД-1. По маршруту курсируют бело-красные «Иволги», ЭП2Д. «Иволги», которых на МЦД 39 штук, в особом почете у машинистов.

«У “Иволги” асинхронный тяговый привод. Это значит, что машина быстрее набирает ход и быстрее тормозит, резвее отвечает на управление. Машинисту достаточно дать команду на унифицированном пульте управления, и поезд сам следит за ее выполнением. К тому же “Иволга” способна передвигаться со скоростью до 120 километров в час», — объясняет машинист ЦППК МЦД-1 Александр Моисеев, пока мы направляемся по железнодорожным путям к «Иволге».

Александр Моисеев с детства мечтал стать машинистом. Жил в районе Печатники рядом с железной дорогой и еще мальчишкой играл в паровозики. Затем отучился в Московском колледже транспорта, отслужил в армии и пришел работать на Белорусское направление. Позже устроился в Центральную пригородную пассажирскую компанию. «Когда открыли МЦД-1, это был мой первый рабочий день в ЦППК. Явился на службу к 06:30 утра, сел в “Иволгу”, и понеслось», — улыбается Александр.

Молодой человек хотел работать именно на железной дороге, не под землей, и при этом на больших скоростях. Все его желания в итоге исполнились.

«Мне нравится, что я работаю на совершенной технике, оснащенной интеллектуальной системой кондиционирования воздуха, системой обеззараживания воздуха, USB-разъемами, видеосвязью, мониторами. Приятно, что удобно не только мне, но и пассажирам», — признается машинист.

Александр Моисеев, автомобилист со стажем, уверяет, что сидеть за пультом «Иволги» комфортнее, чем за рулем легковушки. По его словам, все делаешь руками, ноги задействованы лишь в тех редких случаях, когда нужно нажать на педаль звукового сигнала, в народе «гудка», чтобы, к примеру, предупредить неосторожных пассажиров, которые слишком близко подошли к краю платформы.

«На нашем профессиональном языке этот гудок называется тифоном», — добавляет машинист МЦД-2 Артем Чалых.

Всегда в движении

Артем Чалых — железнодорожник в четвертом поколении. Его прадед работал составителем вагонов, а после начальником железнодорожного сообщения в Брянском регионе. Дед занимался составлением вагонов, а отец служил машинистом первого класса грузового движения в Брянске. Парень с юных лет знал, кем станет, когда вырастет.

«Начинал с должности помощника машиниста в калужском депо, сразу после окончания брянского железнодорожного техникума. Решил прийти в ЦППК, и, как только открыли МЦД, меня сразу поставили на закатку — так называют обучение у более опытного машиниста, который помогает вникнуть в профессию и готовит к сдаче экзамена», — рассказывает машинист.

Артем выбрал МЦД, потому что ему нравится, как развивается инфраструктура в столице. В пути молодой человек любит наблюдать за строительством и реставрацией зданий в Москве. «Каждый день что-то новое, скучать некогда, — признается Артем Чалых. — Еще приятно встречать и провожать пассажиров. Многие машут вслед! А я думаю: вдруг и они мечтают стать машинистами и скоро придут в наше депо?»

Будни машинистов начинаются обычно с 07:00 до 10:00. Накануне вечером им сообщают точное время выхода на дежурство. Заканчивается смена в 18:00–21:00. Главное правило: за пультом управления нельзя находиться больше 12 часов. А за день машинисты проезжают около 380 километров.

После дневной смены они отдыхают до следующего вечера, затем в 20:00–21:00 вступают на ночную вахту. А потом — два дня «отсыпных». Чтобы снова встать к штурвалу, нужно набраться сил.

В свободное время Александр Моисеев любит ездить на дачу с семьей, а Артем Чалых — гулять с домочадцами на природе и тренироваться в спортзале. Зимой ребята катаются на лыжах и сноуборде.

Кстати, машинисты и сами активные пользователи МЦД. «Мой дом находится в районе Хорошевского шоссе. Раньше ездил на работу на троллейбусе, тратил час. По МЦД добираюсь до Белорусского или Савеловского вокзала всего за 20 минут», — говорит Александр.

Артем живет недалеко от платформы Остафьево, и ему тоже удобно ездить на МЦД. «Это лучше, чем автомобиль. Никаких пробок. К тому же поезда по МЦД ходят с раннего утра до позднего вечера без обеденного перерыва, в отличие от обычных электричек, и интервал движения в часы пик всего пять — семь минут», — добавляет он.

На языке МЦД

Пока мы с машинистами сидим на синих мягких креслах в «Иволге», по громкоговорителю транслируют объявление: «Электропоезд ставится на канаву». Но что за канава может быть в депо?

«Это значит, мы сейчас въезжаем в цех, где под колесами поезда будет углубление, чтобы провести техосмотр. Специалисты проверят механическую, электрическую и пневматическую части состава. Такая диагностика проводится у каждой “Иволги” раз в неделю. Машинист обязан в этом разбираться и сам проводить техосмотр при необходимости, особенно в ночную смену, когда задействовано меньше сотрудников», — поясняет Артем Чалых.

Тем временем состав заходит в ворота цеха. «Ставь на башмак!» — кричит Александр Моисеев рабочему. И поясняет: «Башмак — это тормозное устройство, чем-то напоминающее своей формой обувь. Его подставляют под переднее колесо, чтобы поезд не мог сдвинуться с места».

По словам машинистов, друг с другом они разговаривают на профессиональном сленге. Но посторонним знать всех слов не надо. «Вот придут к нам работать и узнают!» — смеется Артем Чалых.

«Иволга» встает на башмак очень быстро — сейчас инженеры «почистят ее перышки». А нашим собеседникам пора готовиться к вечерней смене.

«Я каждый день не устаю радоваться, что моя работа помогает людям добраться из пункта А в пункт Б с минимальными затратами времени», — резюмирует Александр Моисеев.

Мой район