Летальных исходов у пациентов с почечной патологией, заболевших ковидом, по сравнению с другими людьми, значительно выше. Увы, большинство нефрологических заболеваний выявляются на поздних сроках, поэтому многие живут и не знают о своих проблемах с почками долгие годы. Чем страшен коронавирус не только для хронических больных, но и людей, считающих себя здоровыми, рассказал главный внештатный специалист нефролог, руководитель научно-практического центра нефрологии и патологии трансплантированной почки ГКБ 52 Департамента здравоохранения Москвы Олег Котенко.
Самая хитрая патология
— Кто находится в группе риска в связи с пандемией коронавируса?
Олег Котенко: — Я думаю, это уже всем известно — это люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом, пациенты с ожирением — все они находятся в группе риска. Также это практически все пациенты с хроническими заболеваниями.
— Чем опасен ковид для пациентов с заболеваниями почек?
— К сожалению, мало кто знает, в каком состоянии находятся ваши почки. Ведь при всех перечисленных патологиях — сердечнососудистые заболевания, в том числе и при артериальной гипертонии, сахарном диабете почти всегда, в той или иной степени вовлечены почки. Мировая статистика звучит следующим образом, от 10% до 25% населения мира, в зависимости от развитости здравоохранения, страдает в разной степени выраженности патологией почек. Проблема в том, что почечная патология не выявляется своевременно, то есть человек может жить достаточно долго, не зная о том, что его почки в своем функциональном состоянии не совсем адекватны. И теперь представьте себе такую ситуацию, человек чувствует себя относительно здоровым, он не обследовался, нет данных о состоянии его почек, и он внезапно заболевает ковид-инфекцией. У него нет показаний к стационарному лечению, но никто не знает его состояние почек, и он начинает на амбулаторном этапе применять терапию — жаропонижающие препараты, антибиотики. А практически все эти препараты являются потенциально нефротоксичными и необходимо корректировать дозу с учетом функционального состояния почек. И в результате, пациент с невыявленной патологией почек в условиях ковид-инфекции, помимо нее, может подвергаться опасности со стороны проводимой терапии, которая всегда нуждается в очень тщательном контроле.
Осторожнее с антибиотиками!
— Как болеют ковидом пациенты с заболеваниями почек?
— Летальных исходов у пациентов с почечной патологией, заболевших ковидом, по сравнению с общей популяцией, выше. И связано это с тем, что ковид — это инфекция, которая поражает многие органы и системы, именно системы органов. Когда развиваются клинические признаки заболевания инфекцией COVID-19, то проявляются поражения и легких, и почек, и печени, и сердечнососудистой системы. Ведь почки не живут отдельно от организма, и они очень сильно страдают при ковид-инфекции. Например, вероятность развития тромботической микроангиопатии — это образование микротромбов в сосудах многих органов, в том числе и почек с развитием почечной недостаточности. Уже все наши доктора об этом знают и есть все стандартные схемы лечения. Во все рекомендации входят препараты, которые не только применяют для профилактики, но и, которые предупреждают развитие этого грозного осложнения. Сейчас мы это широко применяем.
Есть и непосредственное поражение ковидом почек, уже известно, что вирус способствует развитию интерстициального нефрита — это коварная болезнь, потому что когда человек выздоровеет от ковида, то последствия смогут сказаться через несколько лет в виде хронической почечной недостаточности, вплоть до необходимости лечения программным гемодиализом.
В случае, когда больной человек поступает в стационар, его детально обследуют и уже там доктора рассчитывают дозы лекарств в зависимости от функционального состояния почек. А если человек занимается самолечением, просто берет стандартную дозу лекарства, рассчитанную на крепкого здорового человека, и начинает это принимать? И вот здесь может возникнуть беда. Здесь обязательно надо соотносить свои возможности с теми препаратами, которые вы купили или вам выдали в аптеке, нужно всегда читать инструкцию и применять их только по назначению вашего врача.
Вакцинация — шанс жить дальше
— Какой самый эффективный и безопасный способ защиты для пациентов с патологией почек?
— Самый хороший совет, конечно, это вакцинация. Мои пациенты очень обеспокоены и спрашивают — вакцинироваться или нет? Я отвечаю так, риск заболеть и умереть значительно выше без прививки, чем какие-то небольшие осложнения от нее, которых может и не быть вовсе. Эти риски несопоставимы. И всем своим пациентам — будь то пациент с трансплантированной почкой или пациент на программном гемодиализе, я объясняю, что обязательно надо сделать прививку от коронавирусной инфекции. Кстати, степень инфицированности среди пациентов после трансплантации почки ниже, чем в общей популяции, потому что они, как никто понимают, что если они не будут соблюдать правила изоляции, и не будут ходить в масках и перчатках, то они заболеют, а для них болезнь — это очень серьезно. И сейчас, когда появилась возможность, мы рекомендуем им вакцинироваться.
— Как вы оцениваете проходящую вакцинацию?
— Я должен сказать, что подавляющее большинство пациентов с выявленной почечной патологией хотят вакцинироваться. Мы провели опрос среди пациентов, находящихся на лечении гемодиализом, и очень многие выразили желание вакцинироваться.
Я удивлен, когда смотрю репортажи, а там показывают реанимацию. А я бы снял наше ковидное отделение. Не реанимационное, а обычные палаты, где находятся пациенты, не нуждающиеся в реанимации, но инфицированные коронавирусом. И когда я сам открываю дверь и захожу туда, где лежат ковидные пациенты, и вижу, что они лежат на животе (в этой позиции легкие наилучшим способом насыщаются кислородом), а их никто так насильно не укладывает, и все они в кислородных масках. И вот здесь уже начинаешь понимать, насколько это серьезно. Ты видишь, что человек не может иначе лежать, не может иначе дышать, кроме как в таких условиях. Потом они выписываются, а человеку свойственно забывать эти тяжелые вещи. Поэтому, когда я слышу, что некоторые говорят, что пандемия кому-то выгода, то возникает вопрос — кому? Если в одном корпусе лежит 300 человек вниз головой в кислородных масках. Это зрелище, которое с трудом забудешь. Инсценировки такой быть не может.
— Что бы Вы сказали противникам прививок?
— В свое время оспа уничтожила половину Европы. И когда появилась вакцинация в те времена, тогда тоже были противники. И наша императрица Екатерина II сама демонстративно сделала прививку от оспы, чтобы доказать всем кто не верил. Хотя здесь вопрос даже не в смысле — верить или нет, а все дело в разуме и расчете, что и продемонстрировала императрица, которая холодно рассчитала, что только так можно спасти огромное число людей. Вот вероятно такая же ситуация и сейчас. У нас та же самая «чума», которая косит людей, и мы должны вакцинироваться, чтобы защититься.
Вакцину разрабатывали специалисты, а те, кто говорит о ее неэффективности и даже вреде — явно таковыми не являются. И говорят, наверное, с каких-то чужих слов безответственных людей. У нас нет оснований не доверять нашим ученым. Убеждать, доказывать и рассказывать, как сделана вакцина тем людям, которые против вакцинации они этого слушать просто не желают. Я как врач не понимаю людей, которые заявляют, что это делать не надо. Мои пациенты даже после трансплантации почки вакцинируются, потому что понимают, это шанс жить дальше.