Концепция чеховского ружья — один из самых известных приёмов в драматургии. Идея Антона Павловича достаточно проста: что-то, что автор описал, нужно для сюжета и должно быть использовано. Иначе это что-то следует выкинуть.
Принцип знаменитого деятеля культуры из Таганрога впоследствии просочился и в остальную культуру: из постановок в книги, из книг — в сценарии, из них — в кино, игры и даже музыку. Например, многие современные фильмы имеют в себе чеховские ружья. Не верите? Давайте хорошенько поищем:
Баллоны из «Челюстей»
Пользователь Reddit под ником vietcongagent называет воздушные баллоны отличным чеховским ружьём — и с ним сложно не согласиться. В первый раз их упоминает один из героев, океанограф Мэтт Хупер, в начале фильма. Он предупреждает другого протагониста, шерифа Мартина Броуди, с ними не возиться — есть шанс, что их разорвёт. Блюститель порядка это запомнил и успешно использовал — в конце фильма один из баллонов как раз застрял в пасти хищницы, сыграв на руку стреляющему в неё шерифу.
Спички в «Пятом элементе»
В начале фильма, когда Корбен прикуривает сигарету, у него остаётся только одна спичка. Казалось бы, какое футуристическое будущее со спичками... но кто же знал, что именно эта последняя спичка зажжёт огонь, спасший Землю от надвигающейся на неё Огненной Чёрной Сферы!
Хотя, если бы эту спичку не показали в самом начале, то можно было бы записать этот момент в «рояли в кустах» — другой популярный драматический инструмент.
Великий Коготь в «Истории игрушек»
«Маленькие зеленые человечки» из «Истории игрушек» ещё с первого фильма были одержимы Когтем — специальной клешнёй для поднятия мягких игрушек. Такая же клешня есть на заводе по переработке мусора, на который в третьей части попадают игрушки... и угадайте, кто оказался профессионалом по управлению этим самым агрегатом? Правильно, три самых близких друга из Планеты Пиццы: именно они вытаскивают героев из пекла мусоросжигателя в конце ленты!
Пуленепробиваемый жилет в сиквелах «Назад в будущее»
Интересный кинофакт: вторая и третья часть фильмов про Марти и Дока снимались один за другим. И дело не только в урезанном бюджете: все три фильма задумывались как единая история, поэтому во второй части важно было заложить отсылки для следующей. Одной из таких стал «бронежилет» из стальной пластины — во второй части он фигурирует как забавный факт из фильма, а уже в третьей Марти спасается от пулевого ранения, используя ту же технику!
Огнемет в «Однажды в Голливуде»
А вот и вполне настоящее оружие! Девятый фильм Квентина Тарантино рассказывает историю Рика Далтона, знаменитого актёра начала семидесятых. В его фильмографии уже есть яркие фильмы, один из которых — про Вторую мировую и огнемётный огонь. Реквизит хороший, бензин дешёвый, а охрана как всегда смотрит не туда... чем может закончиться такая история? Ничем хорошим: в конце фильма Далтон повторяет свой любимый момент из фильма и сжигает одну из антагонисток фильма — Сьюзан Аткинс.