"Самая обаятельная и привлекательная": почему Муравьёва не хотела играть главную роль

Знаменитому фильму исполнилось 35 лет.

Комедия о том, как простая девушка-инженер Надя Клюева пытается устроить личную жизнь, оказалась одним из самых кассовых фильмов 80-х. Ее посмотрело около 50 млн человек.

– Сценарий был написан специально для Ирины Муравьевой, — рассказывает директор картины Галина Белинская. — Она уже тогда была на пике популярности. Успела сыграть в лентах «Москва слезам не верит» и «Карнавал». Режиссеру Геральду Бежанову и сценаристу Анатолию Эйрамджану пришлось долго уговаривать актрису, буквально ходить за ней по пятам. В итоге, когда артистка посмотрела сценарий, он ей не понравился. Потом уже я приехала к ней. Стала рассказывать, что это моя первая картина и как мне важно участие Ирины Вадимовны. Тогда ее супруг, режиссер Леонид Эйдлин, поддержал меня: «Ну, не мучай девчонку! Не ломай ей жизнь, снимайся!»

 По сюжету Надя Клюева должна была влюбить в себя Володю Смирнова (Александр Абдулов). Артисты к этому моменту успели сыграть непростые любовные отношения в фильме Татьяны Лиозновой «Карнавал». Бежанов утвердил Абдулова без проб. Актер считался секс-символом советской эпохи, в него были влюблены миллионы женщин. Многие думали, что он будет вести себя заносчиво на площадке, как звезда. Однако увидели его скромным и интеллигентным.

– В самый разгар съемочного процесса актер улетел на Сахалин на две недели, — продолжает Галина Белинская. — Его спокойно отпустили, так как он предупредил меня об этом заранее. Несмотря на свою величину, все актеры помогали мне. Они знали, что это моя первая картина. Поэтому делали все при своей занятости, чтобы не подвести.

Геральд Бежанов хотел видеть в своей картине исключительно звездный состав. На эпизодические роли пригласил настоящих мастеров, среди которых был Игорь Ясулович, который сыграл фарцовщика.

– Как-то Геральд Суренович сказал ассистентке по актерам, чтобы она подобрала такого артиста, как обшарпанная дверь, — делится Белинская. — Услышав это, я тоже удивилась. Потом добивалась от режиссера, какой актер ему точно нужен. Как потом оказалось, Бежанов так своеобразно охарактеризовал Игоря Ясуловича! Чтобы фарцовщик соответствовал своему статусу, для него нашли костюм-тройку, парик и очки.

Роскошный красный автомобиль, в котором Аркадий (Александр Ширвиндт) увозит Надю, с большим трудом одолжили у Михаила Кокшенова.

– Ассистент по реквизиту пригнал какую-то машину, — говорит Белинская. — Геральду Бежанову она не понравилась. Так совпало, что именно во время съемок этой сцены Кокшенов приехал на площадку на новом красном автомобиле. Режиссер сказал, что «Жигули» больше подходят. Тогда стали уговаривать Михаила Михайловича, чтобы он их одолжил. Но актер никак не соглашался. Потом все-таки немного смягчился. Когда Александр Ширвиндт сел за руль и тронулся, Кокшенов тут же закричал: «Не дай бог! Убью тогда!» Я начала успокаивать его и шутить: «Да ладно, не нервничай. „Мерседес“ тебе куплю!»

фото: кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная»

В 80-е модные наряды были на «Мосфильме» в большом дефиците. Поэтому спасали гардеробы артистов.

– Перед съемками мы с художником по костюмам ехали к актерам и смотрели, что у них есть подходящее из одежды, — утверждает Белинская. — Брали вещи напрокат и платили им за это деньги. Ведь на актрисе гораздо лучше будет сидеть ее платье. К тому же мы заимствовали наряды всего на несколько дней. Например, платья и белую шубку принесла Ирина Муравьева. Блузки и халат — Татьяна Васильева.

 Из-за слишком требовательного подхода к работе Геральду Бежанову не удалось найти общий язык только с Татьяной Васильевой. На съемочной площадке возникла конфликтная ситуация, из-за которой режиссер угодил в больницу с микроинфарктом.

– Изначально предложил роль Сусанны Любови Полищук, — вспоминает Геральд Бежанов. — Но она оказалась занята. Потом пригласил Инну Чурикову. Та начала слишком глубокомысленно рассуждать о героине. Потом вспомнил о Татьяне Васильевой… Она буквально горела желанием сыграть эту роль! Правда, во время работы начались постоянные споры. Я не разрешал актрисе импровизировать в кадре и менять слова местами. Требовал досконально заучивать текст наизусть, прямо до каждой запятой. Ведь мы со сценаристом Анатолием Эйрамджаном оттачивали каждую фразу. Комедия не получится, если актеры будут сочинять на ходу! Когда добился от Татьяны знания реплик, она преподнесла мне новый сюрприз. Перекрасилась из блондинки в ярко-рыжий цвет (так как параллельно снималась в другом фильме)! При этом утверждала, что ее прическа никак не поменялась. Я был не то что удивлен… Я был в ярости! Видимо, все наложилось друг на друга, у меня случился сердечный приступ. Пришлось на три недели приостановить съемки фильма. В результате мы все-таки решили проблему с Васильевой. Надели на Сусанну белую шапочку.

фото: кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная»

Надо сказать, что эпизод, когда Надя примеряет одежду, вызвал бурю негодования у свердловских чиновников. Напомним, в нем герой Ясуловича пренебрежительно спрашивает у Сусанны: «Кого ты привела? Она что, с Урала?» Режиссеру пришлось писать объяснительную записку первому секретарю Свердловского обкома КПСС Борису Ельцину. Бежанов даже не подозревал, что реплики из его картины могут кого-то оскорбить. В следующей ленте «Где находится нофелет?» режиссер извинился за шутку. Там герой Александра Панкратова-Черного лестно отзывается об Урале: «Край замечательных людей, тяжелого машиностроения, малахитовых шкатулок».

Кстати, на съемках комедии не обошлось без травм. Так, коллега Нади Гена Сысоев (Владимир Носик) умудрился сломать палец на ноге! По сценарию во время обеденного перерыва Гена и Надежда должны были ловко обыгрывать в пинг-понг своих коллег по конструкторскому бюро. Но артисты не знали, что делать с ракетками. Чтобы сцены выглядели естественно, режиссер пригласил тренера. Во время занятий Носик и подвернул ногу. О переломе пальца он узнал в больнице. Однако даже гипс не помешал актеру продолжить работу в картине.

Игорь Ясулович, в фильме — фарцовщик, к которому Сусанна приводит Надю: 

— Всю сцену мы сняли всего за полдня. Никаких импровизаций — сыграли четко по сценарию, потому что режиссер ясно понимал, что ему нужно, а никто с ним и не спорил. Пышную кудрявую шевелюру мне сделали с помощью парика. Это сейчас по поводу выхода каждой ленты закатывают пышные премьеры с приглашением плеяды актеров — и кто снимался, и кто не снимался. А в те годы мы ходили на готовый фильм, если не были заняты на новой картине. Бывало, совпадало — премьерный показ и выходной день. Вот с «Самой обаятельной и привлекательной» не совпало. Когда ее крутили в кинотеатрах, я был занят на другом проекте. Поэтому эту комедию сразу не увидел и за все эти годы так и не посмотрел.

Вероника Изотова, в фильме — попутчица Нади, Володи и Миши в поезде:

– Когда снималась, была молодая, неопытная, очень волновалась, боялась что-то не так сделать рядом с такими мастерами. Спасибо Абдулову, который меня очень поддерживал, говорил, чтобы я не переживала, что все нормально. Снимали нашу сцену в вагоне, который гоняли по кругу на московской станции Щербинка (теперь она стала частью Московских центральных диаметров).

Читайте также:

Поделитесь с друзьями:

Мой район