Пленительный синдром: рецензия на фильм "Однажды в Стокгольме"

Проходной, хоть и не лишённый обаяния триллер о происхождении термина "стокгольмский синдром".

Однажды в Стокгольме (2018) / Stockholm

драма / комедия / триллер

Режиссер: Роберт Будро

В ролях: Марк Стронг, Нуми Рапас, Итан Хоук, Кристофер Хейердал, Беа Сантос

Преступник Ларс Нистрём (Итан Хоук) врывается с оружием в главный стокгольмский банк Kreditbanken и оперативно берёт его сотрудников в заложники. Швед с американским акцентом и импозантным видом ведёт себя довольно специфично, да и требования выдвигает своеобразные: сначала требует вытащить для него из тюрьмы подельника (Марк Стронг), а для безопасного выхода из банка просит вполне конкретную машину — "Форд Мустанг", как у Стива МакКуина в "Детективе Буллите". В условиях полицейской засады захваченные сотрудники банка, особенно стойкая девушка Бьянка (Нуми Рапас), начинают чувствовать странную близость по отношению к захватчикам — именно благодаря этому случаю в психологии вскоре появится термин "стокгольмский синдром".

Фильм под лаконичным названием "Стокгольм" (к которому у нас мастерски приписали фирменное локализаторское "Однажды в…") на самом деле, конечно, должен называться "Стокгольмский синдром". Не только потому, что он рассказывает историю появления термина, но и потому, что симптоматика самого психологического расстройства идеально описывает сам фильм: во времена, когда принято деконструировать криминальную романтику и пробираться вглубь ментальных расстройств, картина Роберта Будро встаёт в позицию человека с этим самым "стокгольмским синдромом". Смотрит на грабителей банка как на героев непонятых, незлобных и в целом очень симпатичных.

И это вполне могло сойти за решение концептуальное, этакое полное слияние автора и текста, взгляд на злополучный синдром изнутри, со стороны его непосредственной жертвы. Но для того, чтобы всерьёз говорить о "намеренном" выборе позиции, в "Однажды в Стокгольме" слишком мало непосредственной работы с содержанием. Со своей по-хорошему дикой и очень богатой на возможности историей он обращается максимально нейтрально — действие тут будто течёт само по себе, без всякого включения автора (не считая, пожалуй, рамочных флешфорвардов, намекающих, что грабители всё-таки и правда были клёвыми ребятами).

Эта абсолютная режиссёрская апатия мешает "Стокгольму" стать чем-то большим, нежели скучным пересказом интересных в целом событий. С таким простором для выразительности особенно обидно, что фильм будто боится сделать лишний акцент, надавить на комизм или трагизм ситуации (а лучше и на то, и на другое). Он предпочитает оставаться в сторонке и надеяться, что действие как-то само вдруг станет интересным и весёлым, не мешает, но и не особо помогает сухому материалу делать своё дело. И местами его отстранённый подход оправдывается: занятная сюжетика и яркие перформансы Итана Хоука, Нуми Рапас и Марка Стронга нет-нет да и перевешивают кинематографическую серость.

Особенно старается первый, играющий тут зачинщика всей авантюры — рецидивиста Яна-Эрика Олссона, которому в фильме поменяли имя на Ларс Нистрём. Он такой хаотичный нейтрал, жертва обстоятельств, который никому, в общем, зла не желает, но просто не знает, как жить иначе. Хоук очень точен во всех эмоциональных перепадах и комичных истериках, которые у другого актёра вполне могли бы выглядеть избыточными и чересчур условными.

С 27 июня в кино.