Факт: прямо сейчас в своей голове вы озвучиваете это предложение. Скорее всего, этот голос отлично поставлен (как у дикторов) и принадлежит к тому же полу, что и вы.
В научном мире этот навык известен как фонологическая обработка. Он может варьироваться от человека к человеку: например, если вы сосредоточитесь, то сможете озвучивать текст любым другим голосом. К сожалению, не все люди «слышат голоса» — заболевания по типу дислексии сильно усложняют это процесс.
Человеческий мозг от природы асимметричен, и считается, что некоторые структуры с левой стороны участвуют в обработке языка. Согласно гипотезе, называемой церебральной латерализацией, чем больше асимметрия, тем лучше способность к чтению.
С другой стороны, может оказаться, что наличие асимметрии в левой части мозга просто усиливает черты, необходимые для чтения - то, что учёные называют гипотезой канализации. По мнению её сторонников, наличие большей асимметрии практически не влияет на чтение.
Каждую гипотезу необходимо проверять. И иногда это приводит к достаточно неожиданным результатам — группа докторов-исследователей из Южной Каролины (США) выяснила, что в зависимости от уровня анализа (по всему полушарию мозга или по отдельным областям) обе гипотезы имеют под собой основания.
Участников попросили выполнить простые тесты на способность к чтению. Одним из них было чтение псевдослов — случайного (но всё ещё читабельного: зергашник, мулнивка, крыщунок) набора букв, которые требуют повышенной степени обработки, поскольку наш мозг к ним не приспособлен.
Большая асимметрия ассоциировалась с лучшими показателями в задании на чтение псевдослов.
Между тем, группа исследователей также обнаружила, что если определенные конкретные области мозга имели выраженные структурные различия между двумя долями, то человек с большей вероятностью попадал в средний диапазон способности к чтению. Это согласуется с гипотезой канализации:
Наши результаты показывают, что на популяционном уровне структурные асимметрии мозга связаны с нормальным развитием способности к обработке звуков речи, которая важна для формирования навыка чтения, — Марк Экерт, ведущий автор исследования.
Во втором тесте выполнение задания на чтение псевдослов не было связано с асимметрией в областях левого полушария. Это оставляет открытым вопрос о том, как именно эти структурные асимметрии влияют на способности людей к чтению.