Конничива: краткая история аниме от древности до наших дней

Откуда взялось и куда пришло одно из главных современных развлечений

Аниме набирает популярность и в кинопрокатах, и в передовых онлайн-кинотеатрах вроде Netflix и Amazon Prime, некоторые даже говорят о новой волне аниме. Кажется, самое время познакомиться с японской мультипликацией поближе. ELLE рассказывает, как японская анимация стала такой, какой мы знаем ее сегодня.

От древности до Второй мировой войны

В Японии с XII века, а то и раньше, оттачивали мастерство рассказывать истории через иллюстрации: сложная письменность из трех алфавитов (кандзи, хирагана и катакана) вынуждала добавлять к текстам картинки — даже образованному японцу часто было тяжело полностью прочитать текст и уловить его смысл. В конце XIX века, когда в Страну восходящего солнца стали проникать образцы западной поп-культуры, в Японии появились зачатки местных комиксов — манги — в том виде, в каком мы знаем их сегодня, а в XX веке из манги выросла оригинальная японская анимация.

Экспериментировать с анимацией в Японии начали в начале XX века, опять же, вдохновившись западным кино и мультфильмами, но только во втором десятилетии того же века появлись работы, и правда походившие на европейские и американские образцы, и к 1920-м в Японии уже был зачаток рынка манги и аниме. Японцы сразу восприняли анимацию всерьез и не зацикливались на детских мультиках, перенося на экран взрослые сюжеты, в том числе пропаганду и эротику. К сожалению, в первой половине XX века обстоятельства сложились не в пользу японской анимации. Во-первых, ее производство было слишком дорогим для местных художников, а потому американские и французские мультфильмы еще долго доминировали в Стране восходящего солнца. Появление продукции Уолта Диснея в конце 20-х годов и вовсе не оставило никаких шансов на развитие локальной индустрии анимационных фильмов. Во-вторых, 1 сентября 1923 года островное государство буквально пало жертвой движений земной коры: Великое землетрясение Канто почти уничтожило Токио и Йокогаму и прилежащие к этим городам районы, а вместе с ними и первые анимационные студии. В 1929-м на Западе появились первые звуковые мультфильмы, а в 1932-м— первые цветные, но японская анимация находилась в слишком слабом положении, чтобы иметь возможность адаптировать эти новшества.

Японская манга

Индустрия манги и аниме в Японии начала активно развиваться после Второй мировой войны вместе с индустрией кинотеатральных развлечений. Западная анимация на тот момент по-прежнему качественно превосходила японскую, что привело к ее засилию в местных кинотеатрах. Гордым японским художникам это показалось непатриотичным, и они решили развивать свою технику анимации и вскоре научились создавать хорошие мультфильмы, не вкладывая в это много денег. Например, студия «Тоэй», основанная в 1948 году, со временем придумала распределять бюджет на проект так, чтобы его большая часть уходила на важные сцены, а неважные отрисовывали с меньшим качеством. В результате «Тоэй» быстро стала одной из ведущих японских студий анимации и начала получать заказы с Запада. «Тоэй» остается на лидирующих позициях в индустрии и по сей день, но в 50-х японская мультипликация как самостоятельный жанр все еще была мало привлекательна для западных зрителей, хотя уже в конце десятилетия появился первый японский полнометражный мультфильм, как будто предсказывая скорый взлет индустрии.

«Тоэй»
Революция Осаму Тэдзуки

Осаму Тэдзука, родившийся в 1928 году, вырос в семье поклонников театра и кино и с детства равно приучался к японской и западной культуре. Он был поклонником анимации Уолта Диснея и начал рисовать мангу еще во время учебы в медицинском университете и после получения ученой степени никогда не возвращался к медицине, сосредоточившись на карьере художника. Это решение было судьбоносным для индустрии всей страны: Тэдзука стал одним из главных новаторов японской манги и анимации послевоенного времени и сумел заинтересовать западную аудиторию своими мультфильмами.

Осаму Тэдзука

В своих работах Тэдзука использовал кинематографические приемы, перенеся в мангу и анимацию киношную систему планов, ракурсов и кадрирования. Он вдохновлялся французским и немецким кино, в частности в его работах заметно влияние автора «Метрополиса» Фрица Ланга. Тэдзука начинал карьеру режиссера анимации в уже упомянутой студии «Тоэй», но ушел оттуда и в 1962 году основал собственную студию «Муши». Там он выпустил самую успешную в своей карьере мангу и снял на ее основе еще более успешный черно-белый аниме-сериал «Астробой», после выхода которого Тэдзуку прозвали отцом манги и анимации. Астробой— в американском дубляже имя главного героя комикса и мультфильма, человекоподобного робота Атома. Действие происходит в мире, где андроиды живут бок-о-бок с людьми, а Атом борется со всеми плохими за все хорошее. В 1963 году «Астробой» впервые показали в США, и это аниме стало очень популярным у американской аудитории. Сегодня «Астробой» выглядит простовато, но в начале 60-х он задал новые стандарты качества аниме для других японских студий, вдохновившихся успехом сериала.

«Астробой»

После успеха «Астробоя» Тэдзука продолжил работать, успев среди прочего между 1950-ми и 1960-ми создать мангу и одноименный мультсериал «Белый лев Кимба». Для Японии «Кимба» был первым цветным аниме-сериалом. «Кимба», вслед за «Астробоем», завоевал широкую аудиторию за границей. Интересно, что, судя по всему, студия Уолта Диснея, которого когда-то копировал сам Тэдзука, взяла идею «Белого льва Кимбы» за основу своего «Короля льва», в точности скопировав многих персонажей и повторив некоторые сцены японского мультфильма кадр-в-кадр. Компания Disney, впрочем, отрицает факт плагиата, но многие, включая озвучившего Симбу актера Мэттью Бродерика, склонны верить, что намеренное копирование действительно было. Студия «Тэдзуки» решила не судиться с Disney, потому что, по словам представителей японской компании, просто не располагала ресурсами для этого.

«Белый лев Кимба»
От эротики до космической оперы

В 1960-е, пока The Beatles меняли западную музыкальную индустрию, японские художники-аниматоры, вдохновленные успехом «Астробоя», взялись за перековку аниме, и жанр стал стремительно развиваться, разрастаясь на поджанры и подподжанры. В 60-е аниме, вслед за мангой, начало делиться на мультфильмы для мальчиков— сенэн— и мультфильмы для девочек— седзе. Аниме для мальчиков— обязательно приключенческие, а главный герой— смелый, целеустремленный, умный юноша, часто дружит с другими представителями мужского пола, а девушки обычно появляются в качестве боевых подруг. В аниме для девочек, согласно той же логике, главная героиня— юная девушка, но у нее, вслед за гендерными стереотипами, обязательно должна быть романтическая линия. Одним из первых аниме-сериалов для девочек стала «Ведьма Салли», давшая начало поджанру аниме о девочках-волшебницах, когда такой жанр телесериалов уже существовал на Западе.

«Ведьма Салли»

В это же десятилетие, в 1963 году, в аниме для мальчиков появился «Железный человек №28»— первый мультсериал в поджанре меха, название которого произошло от английского слова «механизм». Главные герои таких мультфильмов— управляемые людьми или самостоятельные человекоподобные боевые роботы. В 1968-м вышло первое аниме о спорте «Звезда Кедзина» про талантливого бейсболиста, а через год на волне успеха этого шоу вышло аналогичное, только для девочек, про женскую волейбольную команду. Также в 1969 году появилось первое эротическое аниме, снятое по мотивам «1000 и 1 ночи».

«Железный человек №28»

В 60-е западные телеканалы стали чаще покупать японские аниме-сериалы, но настоящий интерес к японской анимации за границей проявили в конце 70-х, когда в США и Европе выросла популярность космических опер и другого сайфая (в это время вышли первый фильм саги «Звездные войны» и полнометражная картина вслед успешному телешоу «Звездный путь»), а в Японии начали делать аниме-сериалы в этом жанре. Также в 70-е довольно тихо относительно будущего успеха началась карьера культового режиссера-аниматора Хаяо Миядзаки, который стал одним из главных героев «Золотого века» аниме в 80-х.

Хаяо Миядзаки
Золотой век аниме

В 1980-е индустрия манги и аниме стала расти с удивительной скоростью: новые студии появлялись так быстро, как бедные родственники у только что получившего огромное наследство, продолжалась эволюция жанров и поджанров, а также начались смелые эксперименты по смешиванию жанров, развитие технологий позволило добиваться более высокого качества анимации и заниматься дистрибуцией через видеокассеты.

Магистральным жанром аниме того времени стал киберпанк, на Западе хорошо известный по культовому полнометражному мультфильму «Акира» 1988 года о правительственных экспериментах над людьми и бандитских разборках в городе Нео-Токио, пережившем ядерный взрыв. Надо сказать, в самой Японии «Акира» не вызвал такого энтузиазма, как в США и Европе, хотя для искусства анимации это был прорыв— первое аниме, снятое со скоростью 24 кадров в секунду, да еще с грандиозной детализацией, которой раньше не бывало в японской мультипликации.

«Акира»

В 80-е также взошла звезда Хаяо Миядзаки, самого популярного японского режиссера-аниматора в мире. В это десятилетие появилась его студия «Гибли», в 1984 году режиссер выпустил свой первый по-настоящему популярный мультфильм «Навсикая из Долины ветров», а следом «Небесный замок Лапута» в 1986-м, «Мой сосед Тоторо» в 1988-м и «Ведьмина служба доставки» в 1989-м.

«Мой сосед Тоторо»

Еще две важные вехи 80-х для японской анимации: появление порно-аниме и отлаживание потока экспорта аниме на Запад, где наконец проявили интерес ко всему разнообразию японской мультипликации. Надо заметить, что в 80-е вышло огромное количество важных и успешных аниме-сериалов, но в США их перерабатывали для показа под американскую аудиторию, и сейчас мы, как правило, смотрим именно те переработанные версии.

Луна в матроске

В 1990-е после развала Советского Союза аниме появилось и в России, и у нас начали показывать те же мультсериалы, которые смотрели в США и Европе,— «Покемоны», «Хелло Китти», «Кэнди-Кэнди», «Гонщик Спиди» и другие. Вероятно, одним из самых запоминающихся образцов стал «Сейлор Мун: Луна в матроске» о группе старшеклассниц, перевоплощающихся в воинов для борьбы со злом. «Сейлор Мун»— одно из первых шоу нового аниме-жанра мультфильмов о девушках для девушек, появившегося в 90-е. В таких аниме-сериалах романтическая линия потеряла доминирующее положение, и героини стали более социально активными и проявляли лидерские качества, как будто эти мультфильмы сняли сегодня под влиянием новой волны феминизма.

«Покемоны»

Особая сила «Сейлор Мун» заключалась в том, что этот сериал объединил в себе черты аниме для девочек и аниме для мальчиков: главные героини были девушками, и романтическая линия оставалась частью сюжета, но еще эти девушки были воинами, и в каждой серии они с кем-нибудь сражались, а также важным элементом шоу было то, что они ходили в коротких юбках и при перевоплощении из обычных девушек в воительниц показывали их обнаженный силуэт— это тоже было приманкой для мальчиков. Благодаря крючкам для такой широкой аудитории «Сейлор Мун» стала одним из самых популярных японских аниме на Западе.

«Сейлор Мун»

Если вернуться к России, то долгие годы аниме было нишевым развлечением, на которое те, кто не поддался его чарам, смотрели свысока, веря, что мультики— это только для детей. Сегодня заблуждение о том, что любая анимация— развлечение для детей, все еще сильно, но постепенно скепсис уступает место увлеченности: те, кто выросли на японской анимации, продолжают смотреть ее, повзрослев, и не воспринимают любовь к ней своих сверстников и нынешних подростков как инфантилизм. Японская анимация и правда рассчитана на людей разных возрастов и интересов и должна восприниматься на равных с условно «взрослым» кинематографом.

«Кэнди-Кэнди»
Словарь:

Аниме— в мире так называют японскую анимацию, в Японии— любую анимацию

Акихабара— токийский квартал, известный самой большой концентрацией магазинов электроники и товаров для поклонников аниме, манги и видеоигр.

Каваии— понятие, обозначающее в Японии что-либо, что индивидуум находит милым и очаровательным.

Косплей— перевоплощение в персонажей аниме, манги, компьютерных игр, книг, фильмов и сериалов с помощью костюмов, макияжа, грима, париков и актерской игры.

Манга— японские комиксы; большинство аниме основаны на какой-либо манге.

Мангака— художник комиксов (манги).

Отаку —в Японии так называют человека, который очень сильно чем-то увлечен; за пределами Японии так называют людей, увлеченных аниме и мангой.

Сёдзё— аниме и манга для девочек и девушек в возрасте 12— 18 лет.

Сёнэн—аниме и манга для мальчиков и юношей 12— 18 лет.