Чем славится Голливуд? Красивыми актёрами, яркими боевиками и… обилием супергеройских фильмов. Особенно тут выделяется Marvel со своей Кинематографической вселенной (КВМ), начавшейся в 2008 году и выходящей до сих пор. Она позволила конвейеризировать производство супергеройских фильмов, объединить всех под одной крышей и ускорить производство сценариев к фильмам.
Посткредитные сцены (это те, которые идут после титров) стали отличительной чертой КВМ. Marvel не была первой, кто использовал их — этот приём известен в кинематографе уже давно. Но их огромное количество и то, как они закладывают основу для будущих фильмов, случайно превратили их в основную продающую фишку каждого релиза... и это проблема.
С самого начала сцены после титров были неотъемлемой частью вселенной Кевина Фейджа и его коллег. Особенно хорошо они подходили для Первой фазы КВМ и подготовки к «Мстителям». Каждый фильм добавлял новый кусочек к головоломке, будь то слова главы Щ.И.Т.а Ника Фьюри или аккуратный намёк на то, чего стоит ожидать в следующем фильме.
«Мстители: Финал» стал самым большим изменением для Marvel, и на посткредитные сцены это тоже повлияло. Впервые за долгое время будущее киновселенной затуманилось: несмотря на то, что был анонсирован целый ряд фильмов до 2023 года, пропал тот единый подход, который определял фильмы Третьей фазы.
Возможно, самая большая проблема с посткредитными сценами Четвертой фазы Marvel заключается в том, что многие из них стали чем-то большим, чем сами фильмы, частью которых они являются. Сцены после титров в КВМ всегда были предназначены для создания шумихи, но раньше они казались более сбалансированными: их можно было убрать, и фильмы остались бы, по большей части, хорошими.
Эта проблема проявляется ярче всего в «Легенде о десяти кольцах» и в «Вечных». «Шанг-Чи» вводит в середине титров Брюса Баннера и Капитана Марвел, сделав их самым обсуждаемым моментом всего фильма (вероятно, из-за новизны героев). В «Вечных» похожая ситуация: благодаря спойлерам, в обсуждении фильма доминировал Гарри Стайлс, появившийся в сцене в конце титров.
Саму компанию Marvel, кстати, такое положение вполне устраивает: посткредитные сцены КВМ превратились из забавного дополнения к событию в само событие. И если билет в кино покупается ради 30-секундного тизера о том, что будет дальше (или что может появиться даже через 2-3 года), то это повод задуматься над тем, куда катится киноиндустрия. Нужны ли нам такие супергерои?