Я — это ты: рецензия на фильм "Похожий человек"

Семён Серзин взял за основу пьесу Дмитрия Данилова "Свидетельские показания" и превратил её в чёрно-белую ленту, полную абсурда. На первый план выведен следователь, пытающийся составить портрет ничем не примечательного человека, выпавшего из окна. Постепенно детектив начинает утопать в потоке экзистенциальных вопросов и пугающей скуки, порой заполняющей наши жизни.

Саша Иванов — обычный горожанин, который одним пасмурным днём выпал из окна многоэтажки. Следователь (Семён Серзин) берётся за это странное дело, предполагая, что мужчина стал жертвой насильственной смерти. Однако во время сбора свидетельских показаний, которые дают знакомые Саши, детектив обнаруживает, что составить портрет покойного практически невозможно. Все запомнили Иванова совершенно по-разному, будто каждый раз описывается новый человек.

«Я ничего не могу о нём сказать» — это главная фраза, которой описывают Сашу Иванова после его трагической смерти. То он был добрым хорошим парнем, то мутным типом, то работал менеджером на кладбище, то ездил на дорогой машине, которую по идее не мог себе позволить. Параллельно Саша был писателем, но вновь загадка: кто-то говорит, что он писал проходные рассказы и коммерческие детективы, а кто-то считает, что он работал над большим гениальным романом. Жизнь Саши Иванова не складывается в единый пазл, как бы не старался пытливый следователь. Хотя, безусловно, говорящие имя и фамилия погибшего намекают, что Саша Иванов совершенно ничем не примечательный человек, на месте которого мог оказаться кто угодно. Возможно, свидетели действительно говорят о разных людях. Сколько таких Ивановых по всей стране?

Да и в смерти его ничего примечательного нет. Скорее всего, обычное самоубийство. Почему следователь вдруг видит здесь нечто большее и так кропотливо опрашивает окружение Саши, задевая личные границы неудобными и интимными вопросами, — неясно. И именно здесь наступает прозрение, что в этой истории странно абсолютно всё. А жанровая рамка детектива является всего лишь основой, чтобы выстроить драматургический скелет и запустить этот причудливый сюжет.

Оригинальный текст Данилова состоит из монологов тех, кто знал Сашу, следователь там выступает лишь в качестве второго собеседника. Семён Серзин превращает безымянного следователя в главного героя, настолько глубоко проработанного, что в какой-то момент забывается, кто виновник всех этих исканий.

Финальный твист угадывается зрителем, конечно, практически сразу. Намёки, разбросанные по ходу повествования, казалось бы, совсем ни к чему, но именно они дают эффект саспенса и усиливают напряжение от расследовательской линии, которая хоть и вторична, но не менее важна.

За детективом на самом деле скрывается экзистенциальная драма, рассказывающая о скучной бренной жизни и бессмысленности существования миллионов одинаковых людей. Неконтрастный чёрно-белый цвет, в который окрашена лента, подчёркивает серость бытия. Крутые лестницы в парадной дома — надежда на закрученный сюжет жизни, которым так проникается следователь. Планы бесконечных многоэтажек являются подтверждением того, что из любого окна мог выпасть кто угодно, а жизнь у всех настолько одинаковая, что аж вспомнить нечего. Серзина интересует патологическая тоска, грусть и абсурд, которому тоже есть место в реальности.

Вообще Серзину удивительным образом удаётся сочетать в ленте не только режиссуру и исполнение главной роли, но и монтажный аттракцион на экране с глубокими вопросами и неочевидными истинами. Жанр тут условен. «Похожий человек» — это авторское кино, до которого добраться суждено не каждому. Возможно, поэтому в привлекательном актёрском составе можно увидеть много известных имён — Виктория Исакова, Любовь Толкалина, Сергей Уманов, Максим Виторган, Таисия Вилкова. Герои этих актёров появляются на экране всего на один эпизод. Главным здесь остаётся следователь и закадровый Саша Иванов, которые друг с другом играют в двойничество.

«Похожего человека» сняли всего за десять дней, и этим, вероятно, объясняется некоторая камерность ленты.

Всё происходит в максимально простых и понятных пространствах — лестничная клетка, курилка возле большого окна, кухня в панельной хрущёвке, заброшенная парковка, коридоры книжной ярмарки, салон машины. Выбор локаций прост и функционален, камера фиксирует обстановку без пафосного размаха.

Именно такая образная широта и умеренная степень абсурда позволяет самостоятельно придумать, каким же был Саша Иванов на самом деле. Неудивительно, если им окажется любой посмотревший.

Автор материала: Редакция KudaGo

Мой район