В этом году исполняется 40 лет с премьеры «Бегущего по лезвию». Научно-фантастический фильм Ридли Скотта по мотивам книги Филиппа К. Дика оказал значительное влияние на поп-культуру. Картина хорошо смотрится даже спустя столько лет, и остается одним из самых известных представителей жанра «киберпанк». Вот несколько интересных фактов об этом фильме.
Ридли Скотт не читал оригинальную книгу
Точнее он ее не дочитал. В интервью изданию Wired режиссер признался, что в романе было слишком много персонажей и сюжетных линий. «Я ей не проникся, — сказал Скотт в беседе с автором книги. — У тебя в ней так много всего. На 32 странице у тебя было уже где-то 17 сюжетных линий».
У фильма есть несколько версий
За сорок лет своего существования «Бегущий по лезвию» получил несколько версий. Четыре из них считаются основными, а в 2007 году вышла «правильная версия» под названием «Бегущий по лезвию. Финальная версия».
Первая версия, выпущенная в 1982 году, была сильно порезана студией. Продюсерам не понравилось слишком много сцен фильма, включая счастливый конец. Во второй версии были неготовы некоторые визуальные и аудиоэффекты — ее случайно показали зрителям в Лос-Анджелесе в 1990 году. Однако аудитории она неожиданно понравилось, из-за чего Ридли Скотт дополнил ее и выпустил в качестве «режиссерской версии» в 1992 году.
Тестовой аудитории не понравился фильм
Сейчас «Бегущий по лезвию» считается классикой, но на тестовых показах зрители не поняли фильм. После просмотра люди жаловались, что картина слишком сложная и непонятная. Из-за такой реакции Ридли Скотту пришлось добавить комментарии от лица героя Харрисона Форда, а также счастливую концовку. Оба этих элемента были потом вырезаны в «финальной версии» фильма.
Сцены с единорогом не было в театральной версии
Единорог является одним из самых важных символов фильма и ключом к пониманию смысла картина. В «финальной версии» Декард впадает в забытье и видит единорога, бегущего через лес. Позже, когда герой возвращается в квартиру за Рэйчел, то видит бумажного единорога, которого оставил Гафф, как намек на то, что воспоминания Декарда искусственные. В театральной версии фильма сцены со сном Декарда не было, а единорог-оригами остался, из-за чего смысл терялся.
Тайна Декарда появилась из-за непонимания
Одной из главных загадок «Бегущего по лезвию» в том, является ли Декард репликантом или нет. Только в нулевых Ридли Скотт подтвердил, что главный герой был репликантом, а еще добавил, что изначально это была не его идея.
Дело в том, что сценарием фильма занимались два человека — Дэвид Пиплз и Хэмптон Фэнчер. Они работали параллельно и редко взаимодействовали друг с другом. Пиплз решил, что Декард репликант из-за фразы, которую написал Фэнчер: в одной из сцен Декард думает об отношении Рэйчел к создателям и говорит: «а что насчет моего создателя». По задумке Фэнчера, Декард подразумевал бога, но Пиплз истолковал фразу иначе и принял ее за намек на происхождение героя.