
К концу 2023 года планируется завершить строительство южного участка Московского скоростного диаметра (МСД). Сейчас автодорога готова на 68 процентов.
«Южное направление Московского скоростного диаметра — главный мегапроект в области дорожного строительства в Москве в этом году. Его ключевое звено — пересечение с Волгоградским проспектом. По сути, это сложнейшая транспортная развязка, где практически одни эстакады», — отметил Сергей Собянин во время осмотра строящейся магистрали.
Южный участок МСД соединит крупные автомобильные магистрали — шоссе Энтузиастов, Рязанский проспект, ТТК, Волгоградский проспект, Шоссейную улицу, Каширское шоссе, Каспийскую улицу, Южную рокаду, улицы Подольских Курсантов и Липецкую, МКАД с выездом в ТиНАО через магистраль Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.
Новая трасса улучшит транспортное обслуживание жителей 22 районов Москвы с населением около 2,5 миллиона человек.
Протяженность южного участка МСД составит 28 километров. С учетом съездов, развязок и дублеров в рамках проекта построят 96 километров дорог, включая 56 искусственных сооружений длиной 22 километра — 36 эстакад (17,3 километра), четыре тоннеля (300 метров), три моста (500 метров), 13 путепроводов (3,7 километра). Также построят 12 внеуличных пешеходных переходов.
«МСД ежедневно уже пользуются 300 тысяч автомобилистов. Он разгрузил участки МКАД до 15 процентов, ТТК — до 13 процентов. После полного запуска МСД станет таким же популярным, как Большая кольцевая линия метро», — написал Сергей Собянин в своем телеграм-канале.
Один из наиболее сложных участков будущей трассы — от Грайвороновской до Шоссейной улицы. Это шестиполосная бессветофорная дорога длиной порядка двух километров, большая часть которой — 1,5 километра — будет проходить по эстакаде над Волгоградским проспектом и железнодорожными путями МЦД-2. С новой трассы организуют съезды на Волгоградский проспект, Люблинскую и Грайвороновскую улицы.
«Это практически одни эстакады, по сути дела, сложнейшая транспортная развязка», — подчеркнул Сергей Собянин.
Всего построят 10,4 километра дорог, включая пять искусственных сооружений — эстакаду основного хода и четыре эстакады — съезда:
— с Волгоградского проспекта на основной ход МСД в сторону Каширского шоссе (730 метров, две полосы движения в одном направлении);
— с основного хода МСД со стороны Рязанского проспекта на Волгоградский проспект в сторону Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) — 820 метров, две полосы движения в одном направлении;
— с Волгоградского проспекта на основной ход МСД в сторону Рязанского проспекта (230 метров, одна полоса движения в одном направлении);
— с основного хода МСД со стороны Каширского шоссе на Волгоградский проспект в сторону МКАД (710 метров, две полосы движения в одном направлении).
Кроме того, организуют однополосные съезды с МСД на Люблинскую и Грайвороновскую улицы, с Волгоградского проспекта на Шоссейную улицу (2,4 километра), а также откроют боковой проезд вдоль Волгоградского проспекта (400 метров, две полосы движения в одном направлении). Специалисты также проведут реконструкцию прилегающей улично-дорожной сети (2,9 километра, по одной-две полосы движения в каждом направлении).
С МСД на Каширское шоссе: в Москве построят новую дорожную развязку
Как идет строительство путепровода тоннельного типа на южном участке МСД
Расположенную рядом территорию благоустроят — там разобьют 12,5 гектара газонов, высадят 367 деревьев (лиственницу, тую, липу, клен, рябину) и 6829 кустарников (спирею, чубушник, дерен, снежноягодник). Также во время работ специалисты переложат 90 километров инженерных коммуникаций.
«Благодаря слаженной работе с городскими службами на сегодняшний день мы полностью в графике. И надеемся, что раньше срока, в сентябре, объект будет полностью завершен», — доложил генеральный директор АО «Дороги и мосты» Алексей Крапивин.
Московский скоростной диаметр
Новая городская автомобильная трасса Московский скоростной диаметр (Юго-Восточная и Северо-Восточная хорды) протяженностью 68 километров (по три полосы движения в каждом направлении) соединит крупнейшие вылетные магистрали — Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское шоссе, шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, Каширское и Варшавское шоссе, а также ТТК, МКАД и другие.
Всего с учетом съездов и реконструкции прилегающей улично-дорожной сети построят 219 километров дорог, включая 141 искусственное сооружение общей протяженностью 60 километров и 34 пешеходных перехода.
«Мы должны синхронно запустить все участки и соединить основной ход МСД с южным направлением. Это даст, конечно, большой эффект для улучшения транспортной ситуации в городе», — заключил Мэр Москвы.
На севере продолжением МСД станет федеральная трасса М-11 Москва — Санкт-Петербург, на востоке — строящаяся трасса М-12 Москва — Казань. На юге МСД продолжит главная магистраль ТиНАО Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.
Строительство Северо-Восточной хорды, основного участка МСД, завершили в сентябре прошлого года. Южный участок диаметра — Юго-Восточную хорду — введут в эксплуатацию в этом году.
Для миллионов автолюбителей создание Московского скоростного диаметра будет означать новую транспортную реальность — максимально быстрые и комфортные поездки из одной части города в другую. В зависимости от расстояния и времени суток можно будет сэкономить от 10 до 50 минут в пути, а на некоторых маршрутах водители смогут добираться до места назначения на 85 минут быстрее, чем раньше.
Благодаря перераспределению транспортных потоков нагрузка на Садовое кольцо, ТТК и МКАД снизится до 30 процентов, улучшится транспортное обслуживание аэропортов Шереметьево и Домодедово, вокзала Восточный и других важных объектов городской инфраструктуры. Кроме того, на 20 процентов сократятся вредные выбросы в атмосферу от автотранспорта.
Стоимость и оплата проезда по МСД
Московский скоростной диаметр предназначен в первую очередь для поездок жителей Москвы и Московской области. В то же время МСД может привлечь в город транзитный транспорт, следующий в столичный регион. Это может в значительной степени уменьшить позитивный эффект от создания новой магистрали. В связи с этим было принято решение ввести платный проезд по МСД для транзитных автомобилей с 2 января 2023 года. Стоимость проезда составляет 950 рублей.
Проезд считается транзитным, если:
— автомобиль дважды в любом месте пересек границы Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в течение 24 часов и проехал по МСД;
— между въездом автомобиля на МСД и съездом с него прошло не более двух часов.
Платить нужно только за каждый полностью совершенный маршрут ЦКАД — МСД — ЦКАД, независимо от времени дня, типа транспортного средства или количества транзитных проездов по МСД.
На МСД нет пунктов оплаты со шлагбаумами, транзитный проезд фиксируется безбарьерно — при помощи фото- и видеокамер. Оплатить его можно при помощи приложения «Парковки России», сайта msd.mos.ru и других сервисов (сайт mos.ru, портал госуслуг, транспондеры, банковские приложения).
Кроме того, на МСД введен полный запрет на проезд грузовиков, за исключением автомобилей с пропусками.
В то же время для автомобилей с государственными регистрационными номерами столицы и Подмосковья проезд по МСД бесплатный. Также проезд по магистрали могут не оплачивать:
— такси с лицензией Москвы и Московской области;
— городской общественный транспорт;
— транспорт, следующий по регулярным межрегиональным маршрутам;
— спецтранспорт со световыми и звуковыми сигналами (пожарная охрана, полиция, скорая помощь, аварийно-спасательные службы, военная автомобильная инспекция);
— автомобили Федеральной почтовой связи и транспортные средства сопровождающих работников.
Сейчас основным участком МСД ежедневно пользуются 300 тысяч автомобилистов, из них подавляющее большинство (265 тысяч) — москвичи. Ожидается, что после полного запуска движения на всех участках магистрали транспортный поток превысит 400 тысяч автомобилей в сутки.
Создание МСД завершит формирование системы хордовых магистралей Москвы — новых дорог в средней части города, которые станут альтернативой МКАД, ТТК и проезду через исторический центр.
Новые дороги Москвы
Более 20 процентов существующей улично-дорожной сети в столице построили в 2011–2022 годах по решению Правительства Москвы. Общая протяженность этих дорог — 1241,1 километра. Всего за это время построили 359 искусственных сооружений (мосты, тоннели, эстакады) и 291 внеуличный пешеходный переход. В планах на текущий год — строительство еще 96,6 километра дорог, 38 искусственных сооружений и 21 пешеходного перехода.
Ключевой проект в этом направлении — завершение строительства Московского скоростного диаметра. Также в числе наиболее значимых объектов — участки Южной рокады, транспортная развязка на пересечении МКАД с Липецкой улицей и автодорога Варшавское шоссе — деревня Андреевское — деревня Яковлево.
В 2024–2025 годах планируется построить 145,6 километра дорог, 35 искусственных сооружений и 28 пешеходных переходов.