Что общего между музыкой и эпидемией?

В течение многих лет люди считали некоторые песни заразными: один человек мог услышать ее, затем поставить другому, а тот делился с другими — так песня и становилась хитом. Слово «заразный» использовалось как и в случае с болезнями — и учёным захотелось проверить, насколько такая ассоциация точная. В своей новой работе группа математиков из Института музыки и разума Макмастера в Канаде задалась вопросом, насколько близко распространение песенных «инфекций» может быть похоже на распространение реальных заболеваний, например, во время эпидемий?

Чтобы выяснить это, математики получили доступ к данным, хранящимся на ныне несуществующем британском музыкальном сайте MixRadio. Этот сайт содержит информацию о почти 1,4 миллиардах композиций, включая количество, дату и время загрузок. Затем они применили к этим данным модель под названием SIR — она чаще всего используется для описания и оценки распространения инфекционных заболеваний.

В своей работе, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society A, исследователи обнаружили, что график загрузок песен с сайта достаточно точно совпадает с графиком распространения болезней. Они отмечают, что этот вывод имеет логический смысл — наиболее заразные песни распространяются среди населения подобно наиболее заразным болезням.

Учёные также отмечают, что в некоторых случаях песни были гораздо более заразными, чем любая известная болезнь. Такой вывод также имеет логический смысл: при инфекционных заболеваниях необходим близкий контакт, а в случае с песнями один человек может разместить песню на своей странице в соцсетях, и сотни людей могут откликнуться, скачав ее.

Исследователи также обнаружили разницу в «заразительности» между жанрами. Металл и танцевальная музыка, например, практически не заразительны. Поп-музыка оказалась более заразительной, но не дотягивает до хип-хопа и рока. Электронная музыка оказалась самой заразительной — причем с очень большим отрывом.

Учёные предполагают, что их результаты, вероятно, содержат подсказки о слушательской аудитории: например, те, кому нравится электроника, могут принадлежать к группе, которая имеет больше связей, чем другие — это и позволяет композиции очень быстро распространяться среди людей.