"Константин Коровин и его ученики": изучаем выставку в Новом Манеже

Знакомимся с творчеством Сергея Герасимова, Федора Федоровского, Алексея Исупова и других художников.

В Новом Манеже открылась выставка «Константин Коровин и его ученики», приуроченная к 160-летию самого известного художника-импрессиониста в русском искусстве, декоратора и педагога. В экспозиции — более 40 картин из частных собраний, написанных Коровиным и его последователями. О самых интересных из них рассказывает куратор выставочного проекта Любовь Агафонова.

Константин Коровин: два «Парижа» и «Гостиница на берегу моря в Марселе»

Связать свою жизнь с творчеством Константин Коровин решил довольно рано, в 13 лет. В этом возрасте он поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества (ныне — Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова). Через год перевелся на отделение живописи. Его учителями были Василий Поленов, Алексей Саврасов, Василий Перов.

С импрессионизмом молодой художник познакомился в 1887 году, когда впервые посетил Францию, где зародилось это течение. Коровин был покорен Парижем и Марселем, тем, как выглядят эти города ночью. Он восторгался светом газовых фонарей на парижских улицах, слушал разговоры людей в кафе, любовался лунным светом в марсельском порту. Эти впечатления вылились в несколько работ: в 1980-х он создал «Париж», в 1900-м — еще один «Париж» и в 1904-м — «Гостиницу на берегу моря в Марселе». Объединяет их не только тема Франции, но и время суток — ночь. Интересно, что Константин Коровин, любивший использовать яркие цвета, не отошел от них и здесь: благодаря свету луны и фонарей его ночи получились очень выразительными.

С 1901 года Константин Алексеевич вместе с Валентином Серовым начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в котором когда-то учился. Именно это учебное заведение стало впоследствии альма-матер многих известных художников, в творчестве которых во многом проявляется влияние Коровина. Кроме того, он проводил занятия в Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище.

Георгий Лапшин: «Городской пейзаж»

Одним из его учеников стал Георгий Лапшин. В 1906 году, будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он приехал в Париж, чтобы попробовать силы в частной художественной школе художника и педагога Фернана Кормона, а также в художественной студии Леомитта. В 1913-м он открыл собственную школу-студию в Москве, а спустя еще девять лет уехал в Европу — на этот раз навсегда. Он побывал в Италии и Германии, но в конце концов остановил выбор на Франции, которая стала ему вторым домом. В Париже Лапшин руководил художественной студией при Доме русской молодежи.

Любимым жанром художника был пейзаж. В 1920–1930-е годы он написал «Городской пейзаж», запечатлев повседневность французской столицы летом: уютная улочка, прогуливающиеся люди, деревья, чистое небо. Последнее он обозначил одним равномерным цветом — этот прием он перенял у Коровина. Лапшин соединял в своих работах традиции позднего импрессионизма, для которого характерна игра оттенков и дополнительных тонов, и пленэрной живописи, где главную роль играет естественное освещение.

Федор Федоровский: «Палаты» — эскиз декорации для постановки оперы «Псковитянка»

Федор Федоровский — автор проекта и реставрации рубиновых звезд, которые украшают башни столичного Кремля, — прославился как оформитель сценических мероприятий, парадов, спектаклей. После революции 1917 года художник принял предложение возглавить всю постановочную часть Большого театра. Федоровский придумал знаменитый золотой занавес, работал над декорациями таких спектаклей, как «Садко», «Князь Игорь», «Борис Годунов».

В 1932 году в Большом театре поставили оперу «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова. Царские палаты Федоровский изобразил в скошенной перспективе. Это интересное для того времени сценическое решение он почерпнул у своего учителя в Строгановском училище Константина Коровина, который создавал декорации для театральных постановок с 1884 года. Коровин сотрудничал с Московской частной русской оперой Саввы Мамонтова, Большим и Мариинским театрами, а также миланским Ла Скала. Он отвечал за оформление «Русалки» Александра Даргомыжского, «Фауста» Шарля Гуно, «Жизнь за царя» Михаила Глинки и других спектаклей.

Александр Шевченко: «Девушка с кувшином»

В 1905-м студент художественно-промышленного училища имени Строганова Александр Шевченко отправился в Париж. Там он подружился с Анри Матиссом, Александром Бенуа, Максимилианом Волошиным, поработал сначала в мастерской Эжена Каррьера, а потом — Жан-Поля Лорана в Академии Жюлиана, которая считалась главным конкурентом знаменитой Школы изящных искусств.

Вернувшись в Москву, Шевченко окончил Строгановское училище и поступил на живописное отделение Московского училища живописи ваяния и зодчества, сразу в последний натурный класс, миновав остальные, — там он и познакомился с Константином Коровиным. Чуть позже Шевченко стал одним из основателей авангардной группировки «Бубновый валет» и Музея живописной культуры. Через несколько лет музей, который знакомил публику с современным искусством, превратился в филиал Третьяковской галереи, где и сейчас хранятся многие картины Шевченко.

С середины 1920-х художник стал регулярно ездить в творческие командировки на Кавказ и в Среднюю Азию. Результатом поездок стала серия «Горянки», которая отличается спокойными приглушенными оттенками, — в нее входит и «Девушка с кувшином» (1932), представленная на выставке.

Петр Вильямс: «Спасская башня»

Петр Вильямс, русский художник американского происхождения, изначально учился на медицинском факультете Московского государственного университета. Но по врачебной стезе он так и не пошел, решив, что хочет быть художником. Вильямс поступил в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), которые образовались в 1920 году в результате объединения Первых и Вторых государственных свободных художественных мастерских. Они, в свою очередь, появились на базе Строгановского училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором преподавал Константин Коровин.

В конце 1920-х Петр Вильямс начал работать в театрах, в 1941-м стал главным художником Большого театра. Он оформил «Ивана Сусанина» Михаила Глинки, «Вильгельма Телля» Джоаккино Россини, «Евгения Онегина» Петра Чайковского, «Золушку» Сергея Прокофьева, также сотрудничал со МХАТом. За некоторые из этих спектаклей получил Сталинскую премию первой степени. Создавать декорации художник продолжил и в годы Великой Отечественной войны. Он создал, например, задние фоновые занавесы к театрализованной программе «Отчизна». Вильямс изобразил московскую Спасскую башню, Кавказские горы, заснеженный лес Сибири — привычный мир, в котором нет войны и за который стоит сражаться.

Алексей Исупов: «Пикник»

Алексей Исупов начал участвовать в выставках Союза русских художников еще в годы учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 1908-м. Его работы публиковали в журналах «Нива», «Огонек», «Солнце России», а также на открытках. После революции художник оказался в Туркестане, где прожил до 1921 года. Там он сделал блестящую карьеру, став одним из организаторов и преподавателем Туркестанской краевой художественной школы, также работал в комиссии по реставрации и охране памятников в Самарканде.

В 1926 году художник отправился в Италию по рекомендации врачей. В итоге он прожил там всю жизнь — мягкий средиземноморский климат пошел ему на пользу. В Италии признали его талант: персональные выставки проходили одна за другой, картины приобретали в свои коллекции известные итальянские музеи. Одна из работ, снискавших огромную любовь публики и критиков, — «Пикник», написанный в 1940-е годы. Это оммаж скандально известной работе Эдуарда Мане «Завтрак на траве», выполненный в коровинской манере, предполагавшей яркие красочные цвета. Вместо обнаженной женщины, изображенной Мане, на переднем плане у Исупова — аристократическая семья, любующаяся залитой солнцем поляной.

Сергей Герасимов: «Помпеи»

Сергей Герасимов — один из известнейших учеников Коровина, народный художник СССР. Он прославился благодаря своим пейзажам, бытовым сценкам, в которых сильно прослеживалось влияние Константина Алексеевича. Герасимов и сам преподавал — в 1912 году в возрасте 27 лет он пришел в художественную школу типографии Ивана Сытина. После революции он заведовал школой печатного дела при Первой образцовой типографии, преподавал в Государственной школе печатного дела, во ВХУТЕМАСе, а также оформлял улицы и площади Москвы перед праздниками.

Пять лет — начиная с 1943-го — Герасимов возглавлял училище, которое к тому времени превратилось в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. С 1950-го занимал должность директора Московского высшего художественно-промышленного училища (сейчас — Московская художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова). Несмотря на большую занятость, он продолжал писать картины. В 1956-м состоялась поездка советских художников в Италию, в Помпеи, — Герасимов был одним из тех, кому посчастливилось поехать. Раннее утро, белые и охристые руины древнего умершего города, фиолетовое небо — вот какими предстают Помпеи на одноименной картине художника.